Logos-z  Информационный Центр Александра Зигцара    
< главная | сайт 5-го потока Барнаульского ВВАУЛ | е-mail
  Лутковский Александр


Мёртвая петля

1 | 2 | 3 | 4 | 5

1. Запись в дневнике курсанта.
/ 14 августа 1973 года /

      «После обеда у нас были полёты. Мне запланировали самостоятельный полёт на пилотаж в зону, а у меня как назло с утра всё те же проблемы с горлом - простуда никак не хотела отступать. Но отказываться от полётов я даже и не помышлял, потому что на фоне остальных я заметно отставал и сильно боялся, что не успею выполнить всю лётную программу. С утра я старался ни с кем не разговаривать, особенно на медосмотре, чтобы меня не выдал контрабасовый голос. Но осмотр снова проводил фельдшер (срочник). Он в меня особо не вглядывался, и мне снова удалось обойти врача без проблем.
      Этот полёт для меня мог стать роковым. Прилетев в зону, я выполнил предусмотренные заданием фигуры пилотажа - виражи, спирали, боевые развороты. Потом не знаю, что на меня нашло, но неожиданно для самого себя я рискнул крутануть «мёртвую петлю». Эту фигуру пилотажа, перевороты на петле и бочки нам разрешалось выполнять только с инструктором. Самой сложной разрешённой фигурой пилотажа для нас считался боевой разворот. Но среди курсантов ходили разговоры, что втайне «мёртвую петлю» можно вполне освоить и самостоятельно, чтобы потом, - как говорится, - «было о чём вспомнить». Были у нас даже свои тайные рекордсмены, привозившие из полётов на измерителе перегрузок стрелку, застывшую на отметке 9. Был отработан специальный ритуал – перед полётом показать конкретному товарищу, который полетит за тобой, что стрелка прибора стоит на нуле, а после посадки ему же показать привезённый с высоты «рекорд».
      В общем, в том полёте разогнал я самолёт и резко потянул на себя ручку управления. Потом со мной произошло что-то непонятное - в самой верхней точке петли из-за сильной перегрузки я отключился. Было ощущение, будто я уснул. Прошло не знаю, сколько времени, но я вроде бы как проснулся – очнулся. В голове звучала тихая спокойная музыка, телу было комфортно, тепло, а в душе - солнечно. Казалось, что я нахожусь в мягкой тёплой постели, начинаю просыпаться, но мне совсем не хочется этого делать, а хочется ещё полежать, понежиться. Но потом откуда-то издалека я услышал постепенно нарастающий гул со свистом, а перед глазами на тёмном фоне стал появляться светлый кружок. Он постепенно расширялся, и вместе с его расширением одновременно нарастал и шум. И вдруг я резко осознал ситуацию и понял, где я, что со мной произошло, и что мне сейчас нужно делать. К тому времени самолёт, медленно вращаясь, уже начал входить в глубокое пике. Авиагоризонт зашкалил, а по стрелкам высотомера мне было трудно понять, какая же на самом деле была высота. Но главное, что мне её хватило для того, чтобы вывести самолёт на безопасный режим полёта. После вывода самолёта в горизонтальный полёт почему-то никакого страха я не ощущал, так как хорошо осознавал, что причина моего отключения была в слишком резком движении ручки управления на себя. Да ещё эта простуда, которую вот уже несколько дней я переношу на ногах, ослабила меня, поэтому я и не выдержал большой перегрузки. Прибор показывал, что она достигла 9 единиц. Я даже хотел повторить попытку сделать петлю ещё раз, чтобы у меня получилось плавно, но потом всё же отказался и решил возвращаться на аэродром».


^ наверх


Сведения о сокурсниках
Персональные странички
Фотогалерея
Встречи сокурсников
Лётчики рассказывают
  — Граздов Юрий
  — Жибров Александр
  — Жигалов Евгений
  — Захаров Игорь
  — Захаров Анатолий
  — Королёв Леонид
  — Лутковский Александр
  — Мулла-Ахунов Махамаджан
  — Осинцев Владимир
  — Сергеев Николай
  — Сорокин Сергей


Интересные факты и цифры
Судеб переплетенье
Книга общения 5-го потока
Кгига гостевая БВВАУЛ
Книга общения с Зигцаром
Сайт Барнаульского ВВАУЛ
Форум Барнаульского ВВАУЛ
Сайты других выпусков
Карта сайта 5-й поток

© | 2006, Logos-Z. Все права защищены
logos-z@mail.ru
Создание сайта - Dial-Z
 
Рейтинг@Mail.ru