Из
письма очевидца гибели Александра Сагановского:
«У
меня, к сожалению, совершенно нет фото тех лет.
На аэродроме Гудаута я служил срочную, был молодой.
Какие могли быть тогда фотографии, да и «старики»
фотоаппарат бы сразу изъяли. Поэтому могу только
рассказать, без всяких приукрас, всё, что видел
своими глазами. Эту же история опубликована мною
на форуме сайта «avia.ru». Писал я, конечно, больше
о себе, нежели о Сагановском, но, может, хоть что-то
поможет и Вам... Прочтёте, если будут вопросы -
задавайте, я с удовольствием отвечу».
/17.01.2008г.
Доровских Сергей Борисович, E-Mail:
SDorovskih@RT.RU/ |
Везучие
землекопы
На
аэродроме Гудаута я служил срочную службу с конца августа
1987 года по апрель 1989 г. в 3-ей эскадрилье в/ч 74545.
Призывался с Одессы, потом полтора месяца провёл в учебке
в Азербайджане (городок Кусары), где обучился специальности
механика авиационного вооружения, а затем был направлен
в полк. С первых дней службы на аэродроме Гудаута запомнился
случай с всеобщей боевой тревогой по полку, устроенной
в связи с залётом на нашу территорию вражеских самолётов
со стороны Турции, кажется F-15. Шухер тогда поднялся
неимоверный. Кто в чём - неслись на аэродром, кто на машинах,
кто бегом, кто из городка, кто с пляжа (был выходной день),
лётчики в спортивных костюмах запрыгивали в кабины Як-28
(на тот момент август-сентябрь 1987 года в лётной части
на вооружении были только эти машины, с сентября начали
прибывать новые СУ-27). Вся вакханалия продолжалась около
двух часов, пока не дали отбой. Самое интересное, что
ни один наш Як-28 тогда так и не взлетел, завёлся, по-моему,
всего один самолёт, помню, как из него вылетели заглушки,
впопыхах их забыли снять с двигателя, народ разбегался
от них в разные стороны, чтобы не пришибло.
Где-то
в середине сентября начали прибывать Су-27. Пригоняли
их из Комсомольска-на-Амуре наши же лётчики. Буквально
в течение несколько недель сформировали сначала одну,
а потом вторую эскадрильи, а мою 3-ю, по-моему, только
ближе к зиме. С первых же дней прибытия новых самолётов
начались полёты, почти каждый рабочий день. В силу того,
что мы были новобранцами, к полётам нас не привлекали,
и занимались мы самым распространённым в армии занятием
- рыли землю. В середине октября 1987, как раз это было
13 октября 1987 года, меня и моего одногодку-сослуживца
Николая Калиниченко (надеюсь, не перепутал фамилию) направили
рыть яму в зону №1 аэродрома под столбы освещения. Столбы
предполагалось устанавливать на капонирах. Вот на этом
капонире мы с Колей не очень дружно (копать я не любил)
рыли эту злополучную яму. Я по большей части бегал за
забор, за виноградом, подкармливая себя и копающего Колю.
Рыли мы эту яму весь день, около 18:00 начались полёты,
на тот момент они, кажется, были смешанные, летали одновременно
и Су-27 и Як-28. Около 19:00 Коля начал уговаривать меня
заканчивать работу и топать в солдатскую столовую на ужин.
Идти не хотелось, обязательно попадёшься на глаза «старикам»,
которые будут заставлять что-то делать, откажешься - бьют.
Битым в тот день быть очень не хотелось, и я лежал рядом
с ямой и как мог, отговаривал Колю от похода в столовую.
Но к 19:30 - 19:40 я сдался под напором оголодавшего сотоварища,
и мы, побросав в яму наши лопаты, двинулись питаться.
Пройдя
метров 150-200, перед воротами выхода из зоны сзади услышали
какой-то гулкий удар-хлопок, взрыва не было, не знаю почему.
Обернулись и обалдели, на капонире вспышка, гриб дыма
и пламя огня... Мы развернулись и побежали к этому месту,
сразу поняли, что горит самолёт, но не сразу въехали,
откуда он тут взялся. Мало того, на тот момент мы ещё
не врубились, что это тот самый капонир, с которого мы
спустились буквально 30-40 секунд назад. Первые минуты
я остолбенело стоял и судорожно размышлял, почему же не
выскакивают из кабин лётчики, за силой огня сразу не разобрал,
что горит Су-27, думал Як-28 двухместный, видимо, сработало
в голове - новый самолёт упасть не может.
Стояли
мы так у горевшего самолёта в 20-30 метрах, ближе было
горячо, и не знали, что нам делать. В зону со всех концов
стали сбегаться люди. По бетонке начал растекаться горящий
керосин, минут через пять вдруг - хлопок в огне, из огня
вылетает кресло с пилотом, за ним вытягивается, почти
полностью сгоревший парашют, взлетает метров на 40-50
и падает на бетонку рядом с нами. Зрелище, конечно, ужасное...
Кресло перевернулось на спинку, лётчик весь дымится, куски
одежды, лицо чёрное, глаз не видно, ноги торчат вверх,
уже обгоревшие и со следами крови, с одной ноги в сторону
отлетел кроссовок, помню, очень удивился этому, считал,
что на лётчиках должна быть специальная обувь для полётов.
С какими-то людьми попытались понять, жив ли лётчик, но
сразу было видно, что не дышит, попытались отстегнуть
ремни, кто-то крикнул - Не трогать!!! Отошли, поняли,
что помощь уже бесполезна... Ещё минут через пять подъехал
командир части, и тут стали взрываться боеприпасы авиационной
пушки внутри горящего самолёта. Жахало очень сильно, минут
10, народ начал разбегаться в разные стороны подальше,
все присели.
Попозже
место аварии начали оцеплять, мы ещё сколько-то постояли
оцепенело, затем побрели в казарму или на ужин, не помню,
состояние было подавленное. Только поздно вечером, немного
придя в себя, вдруг понял - Коля, мой сослуживец и впоследствии
добрый товарищ, просто спас нас своими мольбами об ужине.
Не уйди мы тогда с капонира - тяжело сказать, самого момента
удара я не видел, но думаю, что ничего хорошего бы не
было, самолёт левым крылом лежал на яме, которую мы с
ним рыли, вряд ли бы успели отскочить...
Утром
следующего дня, или может через день, мы с Колей побрели
туда же в первую зону, старшина сказал, что лопаты надо
забрать, иначе нас ждет «долгий и полный цугундер», старики
вслед пообещали ещё чего-то недоброго. Помню, обломки
самолёта уже убрали, место оцеплено лентой, стоит караульный.
Кое-как уговорили его пустить нас наверх к вырытой яме.
Заглянули, - ура, - есть лопаты, но тут же разочарование
- они без черенков, сгорели полностью. Забрали оставшиеся
железки, пошли назад, вытачивать из подручных средств
черенки и счищать копоть. Поняли тогда окончательно -
задержались бы на том месте ровно на одну минуту - очищали
бы от гари наши кости... Неприятно...
Затем
была церемония прощания в фойе воинского клуба. Нас опять,
как самых молодых поставили в караул возле гроба. Опять
оцепенение, хорошо помню лицо несчастной жены, которая
постоянно плакала, рядом мама или тёща, ещё кто-то...
Музыка, какой-то короткий митинг, далее всё смутно, гроб
с телом увезли на родину.
Потом
уже рассказывали - поломка лопаток правого двигателя вследствие
применения обычной, а не огнеустойчивой проволоки для
контровки крепёжных болтов, потеря тяги на взлёте и затем
падение... Для меня всегда стоял вопрос: Почему Сагановский
не катапультировался, говорят, понял проблему сразу на
отрыве от взлётки, и у него было 4-5 секунд, почему не
воспользовался??? Тогда говорили, что в тот день он сильно
поссорился с женой, но думаю, что это были просто слухи...
Дополнительные
сведения очевидца катастрофы
|
|
Сагановский
Александр Петрович |
|
Александра
Сагановского перевели в Гудауту незадолго до его гибели.
После окончания Барнаульского ВВАУЛ он попал по распределению
в Балхашский авиационный разведполк. В конце 1979-го довелось
летать в Афгане (проводил разведку) перед самой войной на
Як-28Р. Скорее всего, из Балхашского полка он попал сначала
в Анадырь. В 1982 году полки в Гудауте и Анадыре поменяли
местами, и весь личный состав полков уехал по замене к местам
службы вместе со всей лётной техникой: Су-15 улетели на
Анадырь, а Як-28П прибыли в Гудауту. Вполне вероятно, что
Сагановский прибыл с этим составом, но, возможно, его перевели
и сразу в Гудауту из Балхаша в период с 1982 по 1987 год.
Конечно,
мой рассказ Вы можете опубликовать на своём сайте. Укажите
только моё авторство, вдруг кто из сослуживцев меня найдёт,
или у людей вопросы будут возникать.
Теперь
по вопросам, относительно гибели.
Поверьте,
я видел катастрофу буквально со 2-й секунды, и, поверьте,
сделать бы никто ничего не смог. И дело не в моём бездействии,
или чьём-то ещё. С момента удара о землю полыхал такой пожар,
что через огонь невозможно было рассмотреть, какой самолёт
горит, я указал на это в своём рассказе. Не то, что бы залезть
в огонь для спасения лётчика, подойти ближе 10 метров нельзя
было.
Нет,
это был не самолёт-спарка, а обычный самолёт без второго
лётчика. Я не помню, к сожалению, его бортовой номер, то
ли 31, то ли 41...
Может
я не очень понятно написал, что в первые минуты после катастрофы
я спутал упавший самолёт в огне с двухместным Як-28П, на
котором есть ещё и штурман.
Мои
данные: Доровских Сергей Борисович, призывался 7 июля 1987
года. Место призыва – город Одесса.
Данных
моего напарника по земляным работам у меня, к сожалению,
нет. Я очень хочу найти этого парня, но не получается. Зовут
его точно Николай Калиниченко. Отчества я его не помню.
Призывался он вместе со мной в июле 1987 года, но не из
города, а из Одесской области. Жил он там же, в области,
но городка, точнее села, я также не помню. Эх, голова моя
«садовая»...
Если
кому-то потребуются ещё какие-либо уточняющие моменты, пишите
мне на E-Mail: SDorovskih@RT.RU.
17.01.2008г.
Доровских Сергей Борисович.
|