Последняя
встреча
Так
получилось, что после окончания училища судьба свела меня с
нашим бывшим однокашником Васильевым Валерой два раза. Первая
встреча произошла весной 1977 года на аэродроме Борисполь. Я
летал праваком на Ту-134. Маршрут был регулярный: «Ворошиловград
– Борисполь - Ворошиловград». Без заправки в Борисполе. Прилетели,
пассажиры вышли, а мы - назад. Но перед этим надо было зайти
на метео и к диспетчеру. Вот я и пошёл как самый молодой. По
пути увидел Ан-12 «под флагом». Около него на травке расположилась
«группа бойцов» без знаков отличия. Меня поразил их «крутой»
загар. И их взгляды – мороз по коже, когда проходил мимо. Пришёл
к диспетчеру – там экипаж в форме ГВФ. И тут меня кто-то окликает.
Валера Васильев – в аэрофлотовской форме, правак с этого Ан-12.
Проходят таможню-границу, возвращаясь из Анголы в Москву. Там
же, в Анголе осень в этот момент была, «ребятишки» загорели
летом за время командировки. Как Валера сказал – это мы спецназ
везём после их задания. Наш Ту-134 раньше ушёл, расстались мы
быстро.
Вторая встреча тоже на аэродроме
произошла, точнее в аэропорту Ворошиловграда в мае 1979 года.
Я с женой в отпуск летел через Москву во Владивосток. А он до
Москвы, с отпуска на службу вызывали. Тут только я узнал, что
он – ворошиловградский (луганский парень), мама у него там жила
на тот момент. Я ещё спросил – что же ты ни разу к нам в ВВВАУШ
не пришёл, нас же здесь больше десятка – выпускников БВВАУЛ-75.
Он сказал, что спросил в комендатуре, ему сказали – что нет
таких. А комендатура в другом конце города была. Настойчивости
не проявил. Видимо не искал встречи. У нас оказались билеты
на один самолёт, Валера попросил моего соседа сесть на его место,
а сам подсел к нам. Всю дорогу до Внуково мы с ним проговорили.
Трудно, конечно, вспомнить подробности той беседы. Говорил он,
что их четверо наших в Остафьево. Ещё Худобердин, Петров, Горюнов.
Очень много рассказывал о специфике полётов за границу. Тогда
это было для меня в диковинку, любая мелочь интересовала. Его
отозвали с отпуска, т.к. надо было лететь в Африку штатным экипажем.
Старались посторонних в экипаж не брать. В ответственные командировки.
Только своих, проверенных. После самолёта мы вместе сели в автобус-экспресс
до Домодедово, оттуда у нас с женой был рейс во Владик. А Валера
попросил водителя и вышел раньше, у сворота на Остафьево. Больше
я его не встречал. Ещё перед выходом из автобуса он мне показал
большой дом слева от МКАД, т.е. в Москве уже, где на тот момент
проживал его брат, летавший бортинженером на Ил-62.
Долго не решался написать подробности
его гибели, т.к. не помню – кто мне это рассказал. Когда узнал,
что Васильев похоронен в братской могиле на Щербинке, понял,
что моя инфа близка к истине.
Тогда, в 70-80-е годы в Адене
(Южный Йемен) у СССР была база снабжения нашего флота в Индийском
океане. Мореманов там было много ну и (всякое бывает) бывали
летальные случаи по разным причинам. Груз 200 надо было как-то
родственникам доставлять, лучшим вариантом была авиация ВМФ.
И вот где-то весной 1980 года (если меня верно проинформировали)
экипаж Ан-12, куда входил и наш Васильев, выполнял эту скорбную
миссию. Без дозаправки до Союза они не доходили. Аэродромом
дозаправки был назначен Пешавар (Пакистан), оттуда - в Ташкент,
там граница и таможня. В Пешаваре категорически запрещалась
ночёвка. Может, валюты на это не выделяли, может, особисты не
хотели лишних контактов экипажа с местным населением и с возможными
спецслужбами. Скорее всего, и то и другое. Надо помнить, что
уже произошёл ввод советских войск в Афганистан, а в Пакистане
это почему-то не вызвало радости. По трассе от Пешавара на Ташкент
стояли «засветки», по-хорошему надо было «отбивать» вылет до
утра. Но экипажу пришлось пойти на грозу. Всё осложнялось тем,
что пролёт был строго по трассе, которая проходила между авиационным
и артиллерийским полигоном. Шаг влево, шаг вправо – расстрел.
И, конечно, советскому экипажу не позволили уйти с трассы. Ну
а дальше – как в песне: «только который в гробу - ничего».
Анатолий
Захаров. 04.11.2008г.