По
материалам публикации в газете «Алтайская Правда»
за 11 февраля 2005 года,
размещённых на сайте Барнаульского
ВВАУЛ
|
«...то,
что рассказал о своей жизни после училища полковник
Николай Сергеев, достойно удивления и гордости
за наших офицеров, выходящих с честью из любой
ситуации и никогда не теряющих присутствия духа».
|
/ Виктор
СИНОЛИЦ, зам. главного редактора «АП» /.
|
1.
Повторивший «подвиг» Руста
Николай
Сергеев рассказывает о себе:
«Выпуск 1971-го.
Карьера не сложилась. Кристальной мечтой моей жизни
было дослужиться до зам. командира полка. Не дослужился,
уволили по несоответствию. Время тогда такое, перестроечное
было. Оскорбленный, обиженный и униженный уехал в
крошечную страну Коста-Рику. Всяко было: и кукурузу
варёную на улице вместе с женой, и газеты продавали,
и башмаки клиентам чистил, - всё было, пока не выучил
испанский язык. А потом всё пошло как в сказке.
Сдал 4 теоретических
и 4 лётных экзамена и получил удостоверение лётчика-инструктора.
Стал работать в одной из авиационных школ, преподавал
теорию и летал с учениками на «Сессне-172», пока...
не повторил «подвиг» Матиаса Руста... Сел прямо в
самом центре столицы Сан-Хосе с отказавшим мотором
на всё той же «Сессне». Ни я, ни курсант, ни самолёт
не получили абсолютно никаких повреждений. Газеты,
радио, телевидение ещё долго после этого говорили
о «высоком профессионализме бывшего советского военного
лётчика, окончившего когда-то БВВАУЛ.
Я как-то этого
не опровергал, хотя на самом деле было всё гораздо
прозаичнее: просто на 90% помог господин Случай, а
мне при этом осталось только выпустить в посадочное
положение закрылки да нажать на тормоза. Но зато после
этого я стал знаменит на всю крошечную Коста-Рику,
меня повысили в должности, поставили директором этой
же школы.
Жена стала работать
в национальном университете (она океанолог по специальности).
Кстати, с женой мы никогда не расставались ни на один
день, везде вместе: в Заполярье, в Коста-Рике, в Далласе.
Почти 10 лет в К.-Р. Всё было великолепно, но... потом
вдруг выяснилось, что жизнь на самом-то деле намного
короче, чем может показаться, и если ты хочешь посмотреть
мир не только из окна туристического автобуса, то
надо поторопиться. Мы законсервировали все в К.-Р.
и поехали «покорять» ещё одну страну. На сей раз выбор
пал на США. Ведь мы, военные лётчики, так много изучали
этого «вероятного противника»... Вот и поехали посмотреть,
так ли всё на самом деле, на практику, так сказать,
поехали. И вот уже три года в Далласе. Продолжаю летать
на «Сессне-172, 182» (и ещё на кое-каких маленьких
самолётиках) в одной из авиашкол. В К.-Р. встречался
с М.С. Горбачевым, летал с президентом страны (теперь
уже бывшим) Хосе Мария Фигерес. Я ведь у него в доме
сторожем работал, когда ещё ни одного слова по-испански
не знал, вот и по дружились.
Выпускался я на
Як-28. Затем Шаталово, один год, Як-27, Германия,
Вернойхен, 2 года, и Ной-Вельцов, 3 года, Як-28. Затем
Коломыя (Украина), 7 лет, Як-28. Опять Германия, 2
года, Як-28 и Ной-Вельцов, 3 года, самолёты Як-28
и Су-24.
2.
Как погиб Гагарин
Когда
я учился в академии имени Гагарина, к одному пареньку
из нашей группы приезжал в гости бывший командир звена,
в котором числилась спарка N 8, на которой Гагарин
и Серёгин полетели в свой последний полёт. Он-то нам
и рассказал, как погиб Гагарин. Я по этому поводу
написал статью в «АиФ» и здесь, в «Нью-Йорк таймс».
Конечно,
домыслов можно строить сколько угодно, но... Я записал
тогда его рассказ, позднее добавил к нему материалы
официальных расследований этой катастрофы, и получилась
статья с довольно интересными мыслями. Дело в том,
что тогдашний председатель Госкомиссии по расследованию
генерал-майор Куликов прямо пишет, что лётчики (Гагарин
и Серёгин) нормально выполнили пилотирование в зоне,
Гагарин доложил об освобождении, затем при возвращении
самолёт вошёл в облака, Гагарин потерял пространственную
ориентировку, т.к. тыщу лет не летал по приборам...
Ну, а Серёгин-то что??? Он же был влётаннейший лётчик.
Ну, облака.., тем более днём. Кто из нас не летал
в облаках? Об этом говорить даже не приходится.
Тут Куликов, естественно,
«забуксовал», и теперь понятно почему. Оказывается,
эта спарка прошла уже 4 капремонта. В полку спарок
было достаточно, и ЭТУ решили приспособить для показательных
занятий по катапультированию. А чтобы ручка в кабине
инструктора не мешала, её взяли и сняли. Вот на этой
«спарке» они и полетели...
Я - натура весёлая.
Т.е. большую часть жизни живу с юмором, в той или
иной его форме. Даже когда мы со студентом (в Коста-Рике)
падали с отказавшим мотором прямо в центр её столицы
(Сан-Хосе) на «Сессне-172», то на вопрос студента:
«Николай, что случилось? Что будем теперь делать?»
- я ничего другого не мог придумать, как: «Поскольку
ты веришь в нашего Спасителя, т.е. Господа Бога, то
ты будешь сейчас читать молитву... по всей вероятности,
последнюю в этой жизни. Ну, а поскольку я с нашим
спасителем не очень знаком, то я буду бороться за
спасение твоей жизни, моей жизни и жизни нашего самолёта».
На том порешили, и победили. А ведь в трёхстах метрах
от места нашего падения, где три года до этого в аналогичных
обстоятельствах разбилась «Сессна-182», все погибли.
У меня есть газеты и записи теленовостей о нашем случае.
После этого мост, на который мы сели, назвали мост
Николая, а «читать последнюю молитву...» стало в Коста-Рике
своеобразным анекдотом.
3.
Откуда у хлопца испанская речь?
Мне
никогда особо не нравилось разгадывать кроссворды.
Однако в жизни, когда меня, мягко говоря, ушли из
армии, почему-то интересно стало ставить перед собой
какие-то невероятные, порой до нелепости, цели и потом
пробовать решать их. Интересно было понаблюдать за
самим собой: что же из этого получится...
Так я совершенно
авантюрно уехал в К.-Р. (с 14 долларами в кармане),
кроме билета, конечно. Так меня случай свёл с президентом
К.-Р. А с США как получилось?.. Ведь я совершенно
случайно зашёл в посольство США в Москве. Причём перед
этим попил пивка... А в 1989-м, когда я закончил летать,
для меня было одинаково нереально, что полететь в
космос, что снова начать летать. Тем более что к этому
времени я уже оказался в К.-Р. Ни единого слова по-испански,
14 долларов в кармане, каково?...
Не буду хвастать,
не моя это заслуга - жена как-то заметила: «не пойти
ли тебе в какую-нибудь авиашколу да не попробовать
ли почитать лекции хотя бы по аэродинамике для начала».
Пять месяцев ушло на подготовку к первой лекции (с
учётом освоения испанского языка). Эту мою первую
лекцию мои ученики до сих пор вспоминают с юмором.
Ну, а потом Николай (т.е. я) стал всеобщим кумиром
(особенно после посадки в центре Сан-Хосе) и поставили
аж... директором школы.
|
Представь,
если бы сказали тебе, езжай в Токио и через
полгода-год ты должен летать со студентами да
ещё читать лекции по аэродинамике, механике,
авиац. метеорологии, самолётовождению, НПП,
управлению воздушным движением... Каково?...
Примерно так у меня было.
Ну, а США?
Кому могла прийти в голову такая бредовая идея?
Коммунист (а я этого и не скрывал, только взносы
некуда платить), военный лётчик, самый прилежный
«вероятный противник»... И вот летаю
в США. Причём всё это время мы постоянно были
вместе с женой. И, наконец, последняя «интересная
идея»: а что если родится маленький?.. Сказано
- сделано, ему сейчас (в 2004 г.) три месяца
и 9 дней, а мне в мае исполняется 59. Вот такие
мы нестандартные. |
4.
Такой вот существенный недостаток...
Народ
по-разному службу проходит, кто за деньги, кто за
квартиру, у кого само собой всё так получилось...
Но я-то именно не за страх, а за совесть... И когда
грянула перестройка, я же в первых рядах (тогда был
в Германии второй раз), критика, самокритика, как
и требовал М.С. - выше знамя перестройки и т.д. Короче,
выступил я с некоторым критическим докладом на 18-й
партийной конференции ГСВГ. это как раз было перед
19-й всесоюзной, там присутствовал и Министр Обороны
- Дмитрий Тимофеевич Язов.
Ему моё выступление
не понравилось, и я ещё только возвращался с конференции
в полк (Ной-Вельцов), а на меня уже писали аттестацию
на увольнение. Хотя мой доклад мы, коммунисты полка,
обсуждали и принимали на полковом партийном собрании.
Это так, если очень коротко. После этого я много искал
правды, но в ЦК КПСС на Старой площади мне сказали:
«Послушай, подполковник, иди в своё Министерство Обороны,
иначе милицию позову...», я понял, что это уже серьёзно,
что это уже конец. И, конечно же, я понял, что к прошлому
возврата уже не будет никогда (по крайней мере, при
нас).
Сначала мне пенсию
не дали, потом дали немножко, потом восстановили,
и теперь я получаю аж 85 долларов в месяц. Для меня
это была трагедия. Я всё это воспринял очень болезненно.
Да и сейчас не могу отойти полностью и, наверное,
никогда не отойду. Поэтому и решил плюнуть на всё
и свалить куда-нибудь подальше от этого бардака и
хаоса. Поначалу хотел поехать в Токио, но потом решил
замахнуться на совсем уж невероятное (для меня, по
крайней мере) - США. Для этого потребовалось семь
долгих лет, и вот уже три года как здесь, в Далласе,
штат Техас. Лучше, конечно, было бы приспособиться,
морду топором, да и всё тут, но я почему-то не смог.
Мне бесконечно нравится приезжать и в Россию, и на
Украину, я бесконечно люблю и народ, и небо, и лес,
и вообще всё, что здесь было и что есть сейчас.
Считаю, что я
среди множества прочих имел один существеннейший недостаток:
в 17 лет, надев погоны матроса срочной службы (Владивосток,
станция Океанская), я уже никогда (и по сей день)
не представлял себя никем, кроме военного. Я не служил
- я ЖИЛ ЭТОЙ ЖИЗНЬЮ. Для меня ничего, никогда, нигде
не существовало, кроме военного гарнизона, моего аэродрома,
моих друзей в погонах. Мои бывшие подчинённые до сих
пор вспоминают те времена... Что я только не вытворял,
особенно в Германии. Гарнизон-то был закрытый, так
я старался «открыть» его: возил солдат, сначала своей
АЭ, а потом и всех полковых, в лучшие берлинские бассейны.
Договаривался с моими друзьями из братской немецкой
АЭ, и возил членов наших семей на всевозможные экскурсии
по городам Германии (Лейпциг, Коттбус, Дрезден и т.д.).
С учениками 9-10 классов устраивал стрельбы из пистолета,
и ещё много кое-чего. Командир полка Валера Прокофьев
был сначала в растерянности: как это, солдат с их
вонючими портянками да в берлинский бассейн?.. Звонит
командующему, тот: а что, мы дружественная армия...
короче, разрешили. Дальше - больше: со стороны, видимо,
впечатление было такое, что у Сергеева от рвения к
службе «крыша» поехала... А я был счастлив!
Однако во всей
этой моей «кристальной» характеристике была на первый
взгляд одна, едва заметная деталька: дело в том, что
мои взгляды на некоторые вещи не всегда, мягко говоря,
совпадали с взглядами вышестоящего начальства...
5.
Поздравление с последующим увольнением
Тем
временем пришёл приказ о присвоении звания «полковник».
Ребята из кадров позвонили и поздравили, сказали,
что завтра-послезавтра приказ будет в полку, но на
следующий день позвонили снова и сказали, что командующий
написал в личном деле карандашом: «Объявление приказа
приостановить до особого указания». Потом пришли солдаты
с прапорщиком и сказали, что привезли контейнер и
поможем вам погрузить вещи, потому что через 24 часа
вы должны уехать...
Вещей у меня не
было. Шинель и парадную форму я повесил прямо на стенку
контейнера, а кое-какие книги, остальную военную форму
и именной фотоаппарат, что мне подарила эскадрилья,
положил в картонную коробку то ли от спичек, то ли
от папирос. С этим и уехал из Германии...
Кстати, кто-то
из солдатиков открутил и украл у меня с парадной формы
орден. Но зато ребята из эскадрильи на фотоаппарате
сделали такую надпись: «Подполковнику Сергееву, несгибаемому
командиру эскадрильи, от благодарного личного состава
АЭ». Он у меня до сих пор с собой. «Практика» называется,
производство ГДР.
А дальше приехал
в Коломыю, встал на учёт в партийную организацию в
ЖЭК N 3 и поехал в Москву. Искать матушку-правду...
Месяца через четыре мне позвонил военком, прекрасный
мой знакомый. Я пришёл в военкомат. Он говорит, хорошая
новость есть для тебя. Тебе начислили пенсию, правда,
пока половину, но зато с оклада по воинскому званию
«полковник». С января должны полную пенсию дать, с
тебя бутылка... Я, конечно же, накрыл шикарнейший
стол. С тех пор парадная форма всегда со мной. Кажется,
выброшу её, оборвётся последняя ниточка, и жизнь мгновенно
потеряет всякий смысл...
Ну, скажи, у какого
нормального человека появится мысль тащить с собой
военную форму сначала в Коста-Рику, а потом в Америку?
Да мало того, я ведь в ней и в школу к ребятишкам
хожу, и в церкви уже был, и даже в эмиграционный офис
ходил, чтобы специально показать парадную форму советского
лётчика...
Я очень болезненно
переживал и переживаю падение всех наших старых идеалов.
Поэтому ведь и уехал подальше. Часто снится, что летаю.
Тогда встаю утром, если есть свободное время, надеваю
форму и долго-долго смотрю на себя в зеркало, а на
глазах чуть не слезы...
6.
Нарушители границы
Кстати,
мы с женой не приехали в Коста-Рику, мы пришли пешком...
Денег на билеты
кое-как насобирали, продавали на базарах, что попало,
вплоть до усовершенствованных итальянских презервативов...
Приходим во Львове
в кассу: нам два билета до Коста-Рики. Отвечают: билеты
только до Никарагуа. Хорошо, соглашаемся, до Никарагуа
так до Никарагуа. Но только туда, на обратный - денег
нет. Это был 1992 год.
Долетели до Манагуа
(столица Никарагуа). Больше денег, как у Райкина,
- «ёк». По-испански - ни единого слова. Кто-то из
местных чуть-чуть говорил по-русски. С его помощью
сели на попутную машину, доехали до какой-до деревни,
шофёр говорит, что где-то там, чуть дальше уже граница,
вылазь, дальше ехать не могу.
Вылезли. У каких-то
местных жителей кое-как жестами спрашиваем: «Коста-Рика,
Коста-Рика...» Показывают - там.
Делать нечего,
кладём наш нехитрый скарб - старенький чемодан и сумку
от тормозного парашюта МиГ-25 на двухколесную колясочку
(специально купили в Москве перед отъездом) и топаем
туда, куда нам указали местные жители.
Так мы и не встретили
никакую границу, а соответственно и отметки никакой
в паспорте не сделали. Прошли по коста-риканской земле
ещё километра два, нам показали автобус на Сан-Хосе,
сели. Парашютную сумку и чемодан далеко от себя не
отпускаем, прижали уши - отметки-то в паспорте никакой
нет... Перед отправлением заходят пограничники и начинают
проверять паспорта. Ну, думаем, успеть бы хоть последнюю
молитву прочитать напоследок, перед тем как высаживать
будут... Протягиваю два паспорта, смотрю, а он их
вверх ногами держит. Затаили дыхание, ждем: посмотрел-посмотрел
- отдаёт, к следующему подходит - пронесло. Это я
уже потом сообразил, что советские паспорта он, наверное,
никогда еще не видел...
К.-Р. - крошечная
страна, и авиационные дела были там в зачаточном состоянии.
Приехали с инспекцией американцы и разогнали всё до
мозга костей прогнившее управление авиации. Назначили
новых ребят, и дело пошло. А тут как раз я появился
-просто совпадение. Конечно же, работать лётчиком
в К.-Р. (на испанском языке) мне даже и в кошмарных
снах не снилось. Знаний было не занимать, в БВВАУЛ
и академии Монино хорошо учили, и через пару месяцев
наша школа стала вообще вне всякой конкуренции. А
когда после одной катастрофы (лётчик на взлёте передрал
ручку, и самолет упал тут же) я прочитал всему управлению
авиации лекцию про первый и второй режимы полёта (которую
нам когда-то в Барнауле читал Юрий Михайлович Черепенин)
- мне даже самому интересно было смотреть на себя
со стороны. Мне предложили возглавить отдел лицензий,
должность зам. нач. управления по лётной работе, но
это все должности нелётные. А я, дорвавшись до полетов,
не мыслил себя вне кабины самолёта...
Через полгода
из Америки приехала ещё одна комиссия - проверять,
как устраняются недостатки. И эти ребята предложили
мне поучаствовать в одной программе, которая включала
и геодезические исследования (а я же ещё, оказывается,
и геолог, Томский геолого-разведочный техникум окончил
в 1965 году). Короче, летать на «Сессне-206» со специальным
геофизическим оборудованием и делать зондирование
некоторых участков земной поверхности. И через несколько
месяцев я уже был в США. Геофизическую программу мы
закончили, я получил свои 60 тыс. у.е. и остался в
этой стране».
Февраль,
2005. Николай Сергеев.