В
авиации может быть все…
Март…
Славгород… 3-й курс. Приехали ночью, пока добрались до казармы,
уже наступало утро. Нам разрешили поспать до 9 часов. Потом
завтрак и построение перед учебным отделом. Зачитали состав
экипажей и номера классов, где нас уже ждали наши новые
инструктора. В отличие от Л-29 в экипаже у инструктора нас
было уже пятеро.
Первая встреча с инструктором… Небольшого
роста, худенький. После часа беседы и знакомства настроение
у нас заметно улучшилось. Инструктор подробно рассказал,
что нас ожидает, и как будем летать. Сам он с началом полётов
будет возить двух курсантов, ещё одного - старший лётчик
звена, а двоим, (я оказался в их числе), придётся ждать,
пока наши друзья не подойдут вплотную к самостоятельному
вылету, потом уж сможет начать «возить» нас. Нам, двоим,
предстояло ходить по усиленной программе в наряды. Началась
наземная подготовка - зачеты и регулярные поездки на аэродром,
где мы учились снимать и ставить на место «легкосъёмные»
капоты двигателей Ил-28. Особенно это нам «нравилось» при
минус 20…
Но жизнь на новом месте шла своим чередом,
и совсем даже скоро начались полёты! Провезли всех. Получили
массу впечатлений. После Л-29 «Ил» удивлял всем – скоростью,
тягой, да и размерами тоже.
Наша эскадрилья должна была летать на грунтовом аэродроме
«Южный». Поняли, что на бетоне «Северного» нам ни взлетать,
ни садиться не придётся, и мы вдвоем смиренно ждали своей
очереди – в свободное от нарядов время присутствовали на
предварительных подготовках, где наши товарищи уже вовсю
осваивали азы пилотирования Ил-28. За это время и мы успели
ещё слетать по одному полёту. Присутствуя
на предварительной подготовке, уже не хуже других изучили
и «полет по кругу», и «в зону», прослушивая замечания инструктора
в группе после эскадрильского разбора полётов.
Зима тоже когда-то кончается. И вот уже начались
полёты на «Южном», эскадрилья летала полным ходом. И вот
(совсем неожиданно) в один из дней инструктор объявил: «Завтра
начинаем летать…»
Конечно, мы этого постоянно ждали. Но
одно дело ждать, а другое - завтра начнётся самое главное
- полёты!
И вот первая смена. Досталось под самую
красную ракету - три полёта по кругу после «горячей» пересадки
с проруливанием. Я всю смену не вылезал из кабин свободных
самолётов, отрабатывая полёт по кругу и, понимая, что все
знания куда-то улетучились…
Наконец-то идём с инструктором к только
что приземлившемуся самолету, чтобы, как говорится, начать
«вывозную» программу. А в это время полёт закончили наш
курсант, которому до самостоятельного полёта оставалось
практически ничего, и замполит АЭ, старый умудрённый опытом
инструктор… И вот вместо того, чтобы полностью поменяться
как положено экипажами… началось. Приоткрывается фонарь
передней кабины «спарки», и замполит машет рукой моему инструктору
– «Иди… Я слетаю и с ним…» (Времени до конца полётов оставалось
мало, или ему просто не хотелось из кабины вылезать). Инструктор
подтолкнул меня к самолёту, а сам пошёл в сторону… Тут ещё
техник подгоняет - «Быстрей – быстрей!».
Я сразу почувствовал - что-то не то… да
и особого желания лететь с замполитом, вместо своего инструктора
не было – потом будет «разбор полетов»…
Я быстро оказался в кабине самолёта, и
после наспех пристегнутых ремней с помощью техника закрылся
фонарь и… самолёт сразу порулил. Подсоединившись к СПУ,
я услышал бодрый голос: «Давай, пристегивайся, всё проверь,
а я пока порулю, и скажи свой позывной!»
Пока осмотрелся, и пока рулили, немного пришёл
в себя. Заканчивалась первая смена полётов, и температура
воздуха в кабине уже была около 25 градусов. В своей демисезонной
куртке я через 5 минут чувствовал себя как в бане.
Подрулили к полосе. Я жду, что сейчас
начнётся процесс обучения. Зря ждал. Голос по СПУ спросил:
- Ну, ты готов или нет? Сколько можно пристегиваться?
- Готов!», - бодренько ответил я, только к чему - непонятно.
- Смотри, сейчас это «чудо» сядет, и сразу запрашивай разрешение
на полосу! Опаздываем.
- Понял!».
«Чудо» действительно село довольно хорошо,
без подсказок ПРП, - чему я невольно позавидовал. И тут
до меня окончательно дошло - штурвал ходит свободно, педали
тоже! Не чувствуется твердых рук и ног инструктора да и
указаний никаких нет!
- Давай, запрашивай!
И пошёл процесс, который я уже остановить
не мог. Наш замполит в этой постоянной круговерти просто
не знал, что я только начинаю вывозную программу, предположив,
что я, как и предыдущий курсант, уже на пороге самостоятельных
полётов. Если бы всё началось как положено - с запуска,
руления, то у него бы не было никаких сомнений что в кабине
чайник! А так получилось вот что…
Я медленно вырулил на центр ВПП и встал по осевой
линии. За это время успел прослушать две строчки популярной
в то время песни. Инструктор спокойно искал «Маяк»: – «Прощай!
От всех вокзалов поезда уходят в дальние края…» звучало
в наушниках.
Ну, - думаю, – «нам только песни не хватает» Дальше - больше…
- Запрашивай взлёт!
- Взлёт!
Вывел обороты, и, как положено, начал
разбег.
Р.S.: Решив всё-таки написать про «Это»,
я далёк от мысли, что я «САМ» смог бы выполнить три полёта
по кругу, - такая мысль никогда меня не посещала, даже по
прошествии десятков лет. Просто в том полёте было много
совпадений, которые вылились в этот незабываемый, можно
сказать «дикий» случай. Конечно, инструктор на разных этапах
вмешивался в управление, подсказывал по СПУ, но главное
то, что он понял, кто сидит в задней кабине, только после
посадки!
Итак, по порядку.
Мы взлетели, убрали шасси, закрылки, заняли
высоту круга. Коряво – неровно, но каких-либо замечаний
не слышно, во всяком случае, СПУ молчало, и только иногда
можно было слышать продолжение репертуара по «Маяку» …Лещенко
продолжал надрываться…
Я понял это по-своему. Тишина - значит
нормально, пока не падаем. Начал выполнять первый разворот.
На «Южном» по кругу заблудиться было очень трудно. Я стал
лихорадочно вспоминать не раз нарисованный полёт по кругу,
ориентиры, и то, что на предварительной наш летающий экипаж
рассказывал десятки раз – «озеро делим на 1\3 - это как
раз траверз, закрылки 15, доклад, и т.д.». Пока ловил эти
15 (а может 20, - забыл) градусов, потом траверз, стал немного
соображать, вернее, действовать более осмысленно.
По СПУ небольшие подсказки: «Высота… скорость»,
– пока ничего серьезного!
Добрались мы до посадочного курса, вышли
тоже в пределах разумного – впереди полоса (видимость отличная!
Слава богу!) Вошли в глиссаду, и так потихоньку лечу на
подсказках и ещё непонятно, на чём, очень даже неплохо.
Со стороны это выглядело как противозенитный маневр.
В это время инструктор, наблюдая мою глиссаду,
говорит:
- Да, а замполит-то, точно не знает, с кем летит!
Сели, конечно, не очень хорошо – «резвясь и
подпрыгивая». Но, что самое главное, инструктор спокойно
говорит: «Ты немного аккуратней! Куда скорость гонишь. Я
за тебя обороты буду убирать или может стрелок?»
Ну и дальше в таком роде...
В конце полосы опять звучит «Маяк» и дальнейший
репертуар. А ещё ведь рулить надо! Если бы была бетонка
- это конец! Но так как рулёжки ширина немереная, и грунт,
то куда наш «Ил» из колеи денется.
Немного я уже очухался (перо сразу начало расти,
ясно где). Прошли технический пост и подрулили опять к полосе.
Началась вторая серия… Всё почти как первый круг, только
до траверза - тут я за неимением опыта и внимания «забыл»
переключаться на внутреннюю связь по СПУ и на подсказки
инструктора перестал хоть как-то реагировать (думая, что
летим хорошо), а на самом деле - ошибка шла за ошибкой.
И вот в конце второго разворота к моему невероятному удивлению
РУД-ы пошли на максимал, штурвал на меня. Смотрю на высоту
- а там уже почти 300 метров вместо 600, и скорость… ну
не такая как надо! Слышу крик из передней кабины… быстро
перехожу на СПУ… А там! Мама дорогая! Замполит сажает самолёт,
и открытым текстом в мой адрес всё, что он обо мне думает!
Если бы все это показывали по телевизору, то было бы сплошное
пи-пи-пи-пиииии…!
- «Залетались! Ё..! Я тебе замечания после первого разворота
делаю, а ты даже ответить уже не желаешь! Сейчас Б..! высажу
здесь в конце полосы и п…й к своему инструктору, пусть он
тебя учит, чему не знаю! Это ж надо! Я вас должен возить
перед самостоятельными. Летать-то толком не научился, а
уже замечания не слушает!»
Честно думал - ВСЁ! Зарулим… Но, смотрю - вместо
ЦЗТ рулит прямо к техпосту, продолжая говорить всё, что
думал обо мне, забыв педагогическую терпимость.
Мы снова стоим перед полосой! Слышу уже конкретное:
- Ты ВСЁ понял. Д….?
- Да! (а что ещё ответишь…)
- Ну, бери управление (и дальше «добрые – ласковые» слова).
Самое интересное – он не говорил мне про мои
ошибки: что я не дал обороты…на втором развороте, крен маленький
(искал полосу!) а вертикальная большая, и скорость упала
до невозможного! А драл меня за то, что не перешёл на СПУ
и не слушал его ЗАМЕЧАНИЯ, и, естественно, никак не реагировал!
А терпел он, наверно, долго.
- Так ты всё понял, камикадзе?
- Да!
Третий полёт по кругу прошёл тихо и спокойно,
после любого доклада сразу переходил на СПУ, вслушиваясь
в замечания, и, пытаясь их исправить, как мог. На что сразу
после посадки (естественно с его помощью) услышал: «Можете,
если вас Вы…пороть!»
Сели мы крайние, под красную ракету, и так как
места на ЦЗТ для заправки уже не было, РП даёт команду:
«…-й, заруливай на «Якорь!» (т.е. на стоянку).
Инструктор: «Ну, и где вашего самолёта место?»
Если бы на меня вылили ведра 2 воды, то я бы выглядел, наверное,
более сухим, чем в тот момент. И вот, потихоньку руля, вытирая
потоки пота с лица, чувствуя «что ЭТО всё закончилось!»,
отвечаю: «Не знаю! (я действительно не знал, так как редко
были на стоянке – всё больше по нарядам).
- Ты что, за всё это время на стоянку ни разу не заруливал,
и не знаешь где самолёт стоит?
- Нет, у меня это вообще первые круги. А до этого только
на «Северном» два полёта слетал.
Остановились мы как вкопанные… чуть лбом не упёрся в приборную
доску.
- Ты что, только приступил к полётам?
- Да!
Дорулили мы на стоянку тихо-тихо (заруливал
он сам). Не успели выключить двигатели, как замполит сразу
открыл фонарь. Вылезая из кабины, заглянул ко мне и тихо
говорит: «Ничего… ничего… всё нормально, летать будешь.
Только где же твой инструктор?!
Этот полёт я вспоминал редко, а тогда и значения
особого не придавал - посмеялись в экипаже и всё. И только
встречаясь пару раз с замполитом, один на один, он улыбался
и качал головой…
Что он сказал нашему инструктору, я не знаю.
Когда отмечали «жёлтый лист», незадолго до окончания полетов
на 3-м курсе, я спросил у своего инструктора. Он тоже улыбнулся
и сказал: «ВСЕ НОРМАЛЬНО!»
А.
Жибров
|