3.
Старший лётчик из Сары-Шагана
Нас,
прибывших молодых лейтенантов в разведполк в Балхаше (как
в прочем и везде) – постоянно на «контроле готовности» спрашивали
по всем теоретическим вопросам и вводным. И вот через полгода,
после очередного «контроля», сидя в «курилке» кто-то из
нас пожаловался – «Да сколько мы уже будем стоять у доски?!»
Ребята постарше сразу ответили: «Пока не придёт следующий
выпуск».
И вот тогда мы услышали «байку» про лётчика
из Сары-Шагана, который приезжал к нам, в Балхаш, восстанавливаться
после перерывов. Я тогда не знал, что встречусь с ним здесь
же через три года. Ничего необычного в том рассказе не было,
но…
«Сары-Шаган» – был закрытый аэродром,
а точнее весь город и все полигоны, которые располагались
на сотни километров. Это был «хлеб» ПВО, и в те времена
мы только догадывались, что «там» происходит. Знали только
твёрдо данные аэродрома, так как он был самым близким «запасным».
И вот где-то в году 76-м приехал капитан, старший летчик,
летающий на Як-28, и ещё на «чём-то». В разговорах потом
звучало слово «испытатели».
У него вышли сроки после отпуска и госпиталя,
а у себя он по какой-то причине восстановиться не мог. (Уже
потом мы узнали, что «Яков» у них было всего «звено», одна
«спарка». На «Яке» летал командир звена и командир дивизии,
в силу каких-то обстоятельств никого в тот момент не было,
и он оказался у нас).
Заместитель командира полка посмотрел
бумаги, лётную книжку и отправил в класс готовиться к полётам.
Всё, что положено, ему запланировали, в том числе и самостоятельные
полёты. Всё бы было нормально, но на «контроле» заместитель
возьми и спроси его по каким-то вопросам. Наш гость отвечал
на них, но уж очень «разброс» и точность ответов насторожила.
Пошли ещё вопросы, и всё повторилось снова. Тут озадаченный
заместитель, понимая, что «задачу» по вводу в строй надо
выполнять, после контроля сказал: «Вот что друг, «контрольные
полёты» отлетаешь со мной, а самостоятельно летай у себя
дома. Мы запишем тебе всё как положено, но самостоятельно
только у себя».
Потом уже лётчики узнали, что основной
самолёт у него Су-9 или Су-15, а на Яке летает эпизодически,
только для «поддержки штанов» и выполнения каких-то заданий,
для чего, собственно, и держали в штате Як-28.
Вот так и гулял этот рассказ «про лётчика
из Сары-Шагана».
А в 1981 году к нам «сели» соседи - эскадрилья
МиГ-23, так называемых «бешеных» (не знаю, почему такое
название, но догадывались все) - у них, в Сары-Шагане шёл
ремонт полосы. В один из дней, когда у нас была «предварительная
подготовка», а эскадрилья «гостей» летала и из-за производственных
дымов им приостановили на время полёты, т.к. видимость стала
меньше одного километра, мы сидели на лавочке вместе с ними.
И тогда, разговаривая на разные темы, кому-то вспомнился
«тот старший лётчик». К нашему удивлению, один из пилотов,
выслушав рассказ, сказал: «Так это Я и есть…»
Тогда мы и узнали, что Яков уже нет, летает он на «23-их»,
а эпопея Як-28-х закончилась два года назад. Старые самолёты
пошли на металлолом, а два борта он успел перегнать на ремонтный
завод в город Пушкин.
Вот тогда он и рассказал про свой перелёт
по маршруту «Сары-Шаган – Пушкин» с маленькими остановками.
Все самолёты в «утиль» сдать не получилось,
и пришлось перегонять. Командир дивизии поставил задачу,
так как он (старший лётчик) остался единственный, кто мог
это сделать, пришлось лететь. Штурмана нет, дали молодого,
который и толком на Яке не летал, но видимо допуска были,
да и самое главное – опытом и мастерством не отличался.
Самолёт подготовили, собрали все запчасти с других, и вперёд!
Борт «боевой», и после того как пошли
по маршруту, оказалось, что из всей навигации «работает»
только АРК. Более-менее по маршруту пролетели, но первая
же посадка внесла свои коррективы. Топлива оставалось очень
мало, погода стала хуже минимума (садились они в Йошкар-Оле).
Сделали заход - не попали в створ полосы.
«Старший летчик» продолжает свой рассказ:
- Сижу я и думаю - на запасной уже не хватит, да и не работает
ничего, штурман молчит, надо всё-таки заходить!
Начал кричать на штурмана, почему он не ту кнопку
АРК включил, так мы вообще не сядем! Ну, естественно в выражения
не стеснялся, всё по-русски ему (штурману) на первом развороте
и выдал.
И тут, почти у траверза, раздается голос
штурмана:
- Товарищ капитан, если ВЫ будете таким тоном со мной разговаривать,
я ВАМ ВООБЩЕ НИЧЕГО ВКЛЮЧАТЬ НЕ БУДУ!
Тут я обалдел, – понял что попал, и, причём
конкретно. Топлива хватит на один заход. Что делать??? И
начинаю ему говорить «елейным» голосом:
- Витенька, я больше не буду, только включи кнопочку номер
«5» на пульте АРК и больше не переключай ничего, ладно?"
- Ну… хорошо… - Прозвучало по СПУ с явным неудовольствием.
«Сели» на честном слове. Спасибо группе руководства полётами
и вовремя нажатой кнопке! «Рулю» по «РД», смотрю на топливомер
- а там стрелка почти у «нуля». Спина мокрая, даже колени
начали дрожать.
А тут по СПУ раздается «мурлыканье» штурмана!!!
Когда сошли на бетон, я долго гонял его вокруг самолёта
с маской в руках, а встречающие не могли понять, в чём дело.
Все-таки я ему «ВБИЛ» в голову главное - что летим МЫ вместе
и в одном самолёте!!!
А до Пушкина потом долетели нормально,
повезло с погодой, штурману «УРОК» пошёл в прок, вот только
на самолёте так ничего и не работало!
А.Жибров
|