1.
Начало службы
Смотрю на
древний документ 30-летней давности - отпускной билет из
1975 года. Из него видно, что я получил назначение в Киев
в в/ч 55127. Это я уже потом узнал - это штаб 17-й ВА, которая
базировалась на территории Краснознаменного Киевского Военного
округа.
Из Барнаула
убыл с родителями в Находку (они приезжали на мой выпуск).
Оттуда полетел в Москву, оставил там вещи в камере хранения
на Павелецком вокзале, и съездил налегке в Питер – показаться
в форме знакомым. Только потом к 24.11 прибыл самолётом
в Киев.
Как легко
тогда было перемещаться по нашей большой стране. Для примера:
билет «Владивосток – Москва» стоил 117 рублей на самолёте,
а лейтенант получал за звание 90 рублей и должностной оклад
правого лётчика – 145 рублей. В нынешнее время пенсионер
МО не может себе позволить даже часть такого путешествия
- семейный бюджет не выдержит.
Тогда, в
1975, прилетел я в Борисполь под вечер. До Киева 50 км,
и где искать эту в/ч – никто, даже комендант на вокзале
- не знает. Говорят - язык до Киева доведёт. И в самом Киеве
язык помог найти штаб, куда утром прибыть надо.
Устраивался
в гостиницу: Вы, - говорят, - уже второй такой – в форме,
и фамилия такая же. Так я встретил Колю Захарова, чему очень
обрадовался: уже не один. Он даже не искал штаб, по принципу
«утро вечера мудренее» - завалился отдыхать. Так что пришлось
мне утром «сусаниным» работать.
В штабе
мы встретили остальных наших – 28 человек получили назначение
в ККВО. И все поехали в Ворошиловград. А выпускники Бутурлиновского
лётного училища поехали инструкторами в Харьковское лётное.
И мы им совсем не завидовали – почему-то никому не хотелось
стать инструктором – лётчиком в лётном училище. А в штурманском
– нам сразу сказали, что это совсем другое дело. Так и оказалось.
Почти сутки
без малого добирались от Киева до Ворошиловграда поездом.
И когда в штабе ВВВАУШ мне сказали – как окончивший училище
с «красным» дипломом ты можешь выбрать один из трех гарнизонов
– Миргород, Бердянск или Ворошиловград, я решил, что пора
бросать якорь. Таскать за собой скарб по нашей необъятной
Родине уже надоело. Ещё раз вспомнили про «красный» диплом
в местном полку – был выбор Ан-12 или Ту-134Ш. Я с училища
косо смотрел на «винты» (как потом оказалось – ничего страшного
в них нет) и выбрал «тушку». Всё, больше никогда и нигде
про «красный» диплом никто не вспоминал.
Кроме Александра
Баранова (тоже с отличием БВВАУЛ окончил) ещё на Ту-134Ш
попали Захаров Николай, Звягинцев Виктор, Пономаренко Владимир,
Евдокимов Виктор и Михайлов Владимир. Трое приступили к
полетам на Ан-12 – Подоксёнов Владимир (тоже «красный диплом»),
Камбалов Сергей и Булатов Михаил.
Вот на таких
красавцах семеро выпускников БВВАУЛ-75 в Ворошиловградском
штурманском училище начали свою офицерскую службу. И около
10 наших выпускников летали на них в ЧВВАКУШ.
Для ВВС
на Харьковском авиазаводе была выпущена большая партия таких
самолётов. В 1976-77г.г. их выпуск был прекращён. В феврале
1981 года после взлёта с аэродрома Пушкин (под Ленинградом)
потерпел катастрофу Ту-104 с большим количеством пассажиров,
в том числе погибло все командование авиации КТОФ. Было
принято решение возобновить выпуск Ту-134 для ВВС.
На авиазаводе
достали документацию и выпустили партию «салонов» для командования
округов и ставок. На базе обоих штурманских училищ было
выполнено переучивание экипажей, выполнявших перевозки руководящего
состава. И у нас в полку приказом ком ВА восемь (по 2 с
каждой АЭ) командиров экипажей были допущены к таким перевозкам.
До 1984 года мы не потеряли
ни одного самолета Ту-134, а 25.05 84 г. произошла во
многом таинственная катастрофа, в которой погиб экипаж
и единственный пассажир – начальник ВВВАУШ генерал-майор
авиации Марченко Ю.М. Командиром экипажа был Сюткин Валера
– выпускник Тамбов-70. Кстати его однокашники - Оськин
Ю.А. и Ивченков В.А. были моими первыми лётчиками-инструкторами
на Л-29 и Ил-28 соответственно. Тамбовское ВВАУЛ, можно
сказать, заложило основы нашего БВВАУЛ. В 1975-м мы начали
отдавать долг. В феврале 1977 года был расформирован учебный
полк ВВВАУШ в Миргороде на Ту-16. Часть личного состава
прибыла в Ворошиловград. В том числе и «барнаульцы» -
1975 года выпуска: Юрченко Иван, Цыганов Александр, Кряжев
Алексей, 1971г. - Ахалин Виктор, 1972г. - Захаров Владимир.
Вскоре в нашем 46 УАП
появился и выпускник «Балашова» - Захаров Сергей. Так
в полку собралось 4 Захаровых – все лётчики. В 1980-82
г.г. все стали командирами экипажей, потом все четверо
стали «майорами». Наверно это был единственный полк в
ВВС, где в плановой таблице после фамилии командира экипажа
ещё и инициалы печатали: А.В., В.А., Н.Н. и С.И. В нашей
эскадрилье замполит нас с Николаем так и звал – «АВ» и
«НН». Полковую плановую таблицу перестали зачитывать –
непосвящённому заезжему инспектору казалось, что летает
один летчик – Захаров.
До сентября 1984 года
двое летали на Ту-134, двое - на Ан-26. Неоднократно происходили
всякие казусы и путаница в связи с этим. В сентябре 1985
года в состав Государственной экзаменационной комиссии
для приёма госэкзаменов по лётной подготовке в Балашовском
ВВАУЛ был включён замкомэска майор Захаров С.И., а поехал
- командир звена майор Захаров А.В. И всё нормально прошло.
Подмены никто не заметил. Путаница с фамилиями продолжалась
до мая 1986 года, когда я убыл из ВВВАУШ по замене в гарнизон
Белая. Насколько знаю, остальные Захаровы остались на
Украине, и в 1992 году приняли присягу «самостийной».
20.06.2005г.
Анатолий Захаров.
|