16. «Александр Молодчий» 
                      - человек и самолёт. 
                    Сегодня 
                      ночью, 19.09.08 из Венесуэлы вернулись два наших ТУ-160. 
                      На борту одного из них надпись «Александр Молодчий». Они 
                      же, ТУ-160, все «именные». Увидел это имя – потянулись воспоминания, 
                      одно за другое цепляется. У нас в Ворошиловграде (ныне Луганск) 
                      служил его сын – Славик Молодчий. Для нас, лейтенантов он 
                      был, конечно, товарищ майор. А Славиком его звали лётчики 
                      4-й АЭ, на самолётах ТУ-124, его непосредственные сослуживцы 
                      и ровесники. Помню, в 1975-м году его ещё не было, в полку 
                      появился позже и служил недолго. Не знаю, где он служил 
                      до Ворошиловграда, но, думаю, не за Уралом. Вообще среди 
                      местного «блатняка» ходила поговорка: «За Северским Донцом 
                      для нас земли нет». Славик был на тот момент седой, с усами. 
                    Из-за 
                      отсутствия зубов на тот момент шепелявил. После расформирования 
                      в феврале 1977 года Миргородского учебного полка на ТУ-16 
                      к нам перешли часть лётчиков оттуда, в том числе и выпускник 
                      БВВАУЛ-72 Захаров Владимир Аристархович. Он был в одной 
                      АЭ с зам. ком. АЭ Молодчий В.А. и «скорешковался» с ним. 
                      А у меня были хорошие отношения с Володей как с барнаульским 
                      и как с однофамильцем. Общались, слушал его рассказы. Володя 
                      по природе своей «приколист», хороший рассказчик. Перед 
                      выпуском в БВВАУЛ он «прикололся» - разложил ИЛ-28 на посадке, 
                      да так, что никто из экипажа не пострадал. Командиром полка 
                      тогда был Гончаренко. 
                    Как 
                      говорится, за одного битого двух небитых дают. Потом он 
                      летал устойчиво. У Славы Молодчего дома был служебный телефон, 
                      положено было, как замкомэске. Тогда далеко не у каждого 
                      лётчика телефон был (про мобильные молчу). Молодчий был 
                      то ли в отгуле, то ли перед вылетом дома отдыхал. Захарову 
                      поручили позвонить ему и что-то передать. Володя звонит, 
                      Славик отвечает шепелявым голосом. Володя его узнаёт, но 
                      говорит: «Бабушка, позовите Славика».- «Я слушаю» - «Бабушка, 
                      мне Славик нужен» - «Захар, я тебя узнал! Что тебе надо?». 
                    Лётчики 
                      укатываются со смеху, слушая рассказ Володи. Лично я рассказ 
                      Славы не слышал про его отца, но все лётчики в полку вскоре 
                      узнали, КАК дважды Герой Советского Союза Александр Молодчий 
                      получил первого Героя. С началом войны в 1941-м он летал 
                      командиром экипажа в Дальней авиации. В августе им поставили 
                      задачу отбомбиться по Берлину. Подготовка проходила в режиме 
                      строжайшей секретности, полёт было приказано выполнить в 
                      режиме радиомолчания. 
                    Экипаж 
                      Молодчего был замыкающим. Они бомбили, когда уже горели 
                      цели, поражённые предыдущими самолётами. Азарт боя. Молодчий 
                      даёт команду радисту отстучать радиограмму: «Москва, Кремль, 
                      товарищу Сталину. Экипаж капитана Молодчего бомбит Берлин!». 
                      Радист выполняет приказ командира, телеграмма попадает к 
                      Сталину на стол. И вместо наказания за нарушение приказа 
                      о радиомолчании он получает первую звезду Героя. А те, которые 
                      молчали – по ордену. Фашисты уже были в 300 км от Москвы, 
                      думали, что их бомбят англичане. А тут узнают – русские. 
                      В 1975-м в Ворошиловграде уже стоял бронзовый бюст дважды 
                      Герою Советского Союза Молодчему Александру. Сам Герой был 
                      жив в то время, жил в Харькове, где он перед войной и окончил 
                      лётное училище. Говорили, что вторую звезду Героя он получил 
                      за то, что разбомбил дом офицеров на территории родного 
                      училища, когда фашисты там проводили какую-то конференцию: 
                      то ли партийную, то ли по безопасности полётов. Но это уже, 
                      скорее всего, байка. 
                     
                      Где-то в июне-июле 1978 года во время ночных полётов майор 
                      Молодчий был проверяющим с командиром звена в зону. Там 
                      они отрабатывали необходимые упражнения, и двум майорам 
                      постоянно мешала сирена, сигнализирующая о невыпущенном 
                      шасси. Дали команду борттехнику выключить эту сирену. А 
                      перед посадкой забыли дать команду включить. Итог: приземление 
                      произошло на шасси, не стоявшие на замках выпущенного положения. 
                      Самолёт сгорел на ВПП в процессе пробега-проползания, остатки 
                      его были разобраны на запчасти. Никто с экипажа не пострадал 
                      кроме штурмана-майора из УЛО, он сбежал из кабины, не захватив 
                      штурманский портфель. В портфеле было много документов с 
                      грифом «Секретно», т.к. штурман ещё и в академии учился, 
                      таскал с собой всю эту литературу. Ну и получил выговор 
                      по секретному приказу, а это подчас на всю службу. Остальные 
                      Ту-124 в том году кому-то отдали, 4 АЭ получила первые в 
                      нашем 46 УАП АН-26 из Челябинска. Молодчий скоро тихонько 
                      ушёл на пенсию. Не помню, чтобы он летал на АН-26. 
                     
                      Кстати, я упомянул здесь Гончаренко, бывшего в наше время 
                      командиром полка в Славгороде, а после нашего выпуска ставшего 
                      начальником училища. Не помню его имени-отчеству, к сожалению. 
                      А Гена Черней, наш однокашник, поразился его зрительной 
                      памяти. Гончаренко уже был зам. командующего 5 ВА (Одесса), 
                      по каким-то делам на транспортном борту залетел в Воронеж, 
                      зашёл в класс предполётных указаний, увидел Геннадия. «Черней 
                      – говорит – ты здесь служишь?». А ведь прошло 10 лет после 
                      нашего выпуска. Он в 1974-м – комполка, Гена – курсант, 
                      один из многих. В списках «негодяев» Черней не числился, 
                      как Владимир Аристархович Захаров, к примеру, после предпосылки 
                      к ЛП. Его Гончаренко хорошо запомнил. 
                    19.9.2008. 
                      Анатолий Захаров.  
                  
                     |