16. «Александр Молодчий»
- человек и самолёт.
Сегодня
ночью, 19.09.08 из Венесуэлы вернулись два наших ТУ-160.
На борту одного из них надпись «Александр Молодчий». Они
же, ТУ-160, все «именные». Увидел это имя – потянулись воспоминания,
одно за другое цепляется. У нас в Ворошиловграде (ныне Луганск)
служил его сын – Славик Молодчий. Для нас, лейтенантов он
был, конечно, товарищ майор. А Славиком его звали лётчики
4-й АЭ, на самолётах ТУ-124, его непосредственные сослуживцы
и ровесники. Помню, в 1975-м году его ещё не было, в полку
появился позже и служил недолго. Не знаю, где он служил
до Ворошиловграда, но, думаю, не за Уралом. Вообще среди
местного «блатняка» ходила поговорка: «За Северским Донцом
для нас земли нет». Славик был на тот момент седой, с усами.
Из-за
отсутствия зубов на тот момент шепелявил. После расформирования
в феврале 1977 года Миргородского учебного полка на ТУ-16
к нам перешли часть лётчиков оттуда, в том числе и выпускник
БВВАУЛ-72 Захаров Владимир Аристархович. Он был в одной
АЭ с зам. ком. АЭ Молодчий В.А. и «скорешковался» с ним.
А у меня были хорошие отношения с Володей как с барнаульским
и как с однофамильцем. Общались, слушал его рассказы. Володя
по природе своей «приколист», хороший рассказчик. Перед
выпуском в БВВАУЛ он «прикололся» - разложил ИЛ-28 на посадке,
да так, что никто из экипажа не пострадал. Командиром полка
тогда был Гончаренко.
Как
говорится, за одного битого двух небитых дают. Потом он
летал устойчиво. У Славы Молодчего дома был служебный телефон,
положено было, как замкомэске. Тогда далеко не у каждого
лётчика телефон был (про мобильные молчу). Молодчий был
то ли в отгуле, то ли перед вылетом дома отдыхал. Захарову
поручили позвонить ему и что-то передать. Володя звонит,
Славик отвечает шепелявым голосом. Володя его узнаёт, но
говорит: «Бабушка, позовите Славика».- «Я слушаю» - «Бабушка,
мне Славик нужен» - «Захар, я тебя узнал! Что тебе надо?».
Лётчики
укатываются со смеху, слушая рассказ Володи. Лично я рассказ
Славы не слышал про его отца, но все лётчики в полку вскоре
узнали, КАК дважды Герой Советского Союза Александр Молодчий
получил первого Героя. С началом войны в 1941-м он летал
командиром экипажа в Дальней авиации. В августе им поставили
задачу отбомбиться по Берлину. Подготовка проходила в режиме
строжайшей секретности, полёт было приказано выполнить в
режиме радиомолчания.
Экипаж
Молодчего был замыкающим. Они бомбили, когда уже горели
цели, поражённые предыдущими самолётами. Азарт боя. Молодчий
даёт команду радисту отстучать радиограмму: «Москва, Кремль,
товарищу Сталину. Экипаж капитана Молодчего бомбит Берлин!».
Радист выполняет приказ командира, телеграмма попадает к
Сталину на стол. И вместо наказания за нарушение приказа
о радиомолчании он получает первую звезду Героя. А те, которые
молчали – по ордену. Фашисты уже были в 300 км от Москвы,
думали, что их бомбят англичане. А тут узнают – русские.
В 1975-м в Ворошиловграде уже стоял бронзовый бюст дважды
Герою Советского Союза Молодчему Александру. Сам Герой был
жив в то время, жил в Харькове, где он перед войной и окончил
лётное училище. Говорили, что вторую звезду Героя он получил
за то, что разбомбил дом офицеров на территории родного
училища, когда фашисты там проводили какую-то конференцию:
то ли партийную, то ли по безопасности полётов. Но это уже,
скорее всего, байка.
Где-то в июне-июле 1978 года во время ночных полётов майор
Молодчий был проверяющим с командиром звена в зону. Там
они отрабатывали необходимые упражнения, и двум майорам
постоянно мешала сирена, сигнализирующая о невыпущенном
шасси. Дали команду борттехнику выключить эту сирену. А
перед посадкой забыли дать команду включить. Итог: приземление
произошло на шасси, не стоявшие на замках выпущенного положения.
Самолёт сгорел на ВПП в процессе пробега-проползания, остатки
его были разобраны на запчасти. Никто с экипажа не пострадал
кроме штурмана-майора из УЛО, он сбежал из кабины, не захватив
штурманский портфель. В портфеле было много документов с
грифом «Секретно», т.к. штурман ещё и в академии учился,
таскал с собой всю эту литературу. Ну и получил выговор
по секретному приказу, а это подчас на всю службу. Остальные
Ту-124 в том году кому-то отдали, 4 АЭ получила первые в
нашем 46 УАП АН-26 из Челябинска. Молодчий скоро тихонько
ушёл на пенсию. Не помню, чтобы он летал на АН-26.
Кстати, я упомянул здесь Гончаренко, бывшего в наше время
командиром полка в Славгороде, а после нашего выпуска ставшего
начальником училища. Не помню его имени-отчеству, к сожалению.
А Гена Черней, наш однокашник, поразился его зрительной
памяти. Гончаренко уже был зам. командующего 5 ВА (Одесса),
по каким-то делам на транспортном борту залетел в Воронеж,
зашёл в класс предполётных указаний, увидел Геннадия. «Черней
– говорит – ты здесь служишь?». А ведь прошло 10 лет после
нашего выпуска. Он в 1974-м – комполка, Гена – курсант,
один из многих. В списках «негодяев» Черней не числился,
как Владимир Аристархович Захаров, к примеру, после предпосылки
к ЛП. Его Гончаренко хорошо запомнил.
19.9.2008.
Анатолий Захаров.
|