19.
Зато живыми остались
20
сентября 1984 года мы выполнили крайние полёты на Ту-134ш,
и двумя эскадрильями (1 и 2 АЭ 46 УАП ВВВАУШ) приступили
сначала к теоретическому, а затем и практическому освоению
«новейших» самолётов Ан-26Ш. К 5 марта 1985-го года уже
были полностью готовы к полётам с курсантами-штурманами.
5 марта провели митинг, внесли-вынесли Боевое Знамя, прошли
торжественным маршем и начали полёты. И в этот же день «уронили»
Ан-26. Все, слава Богу, остались живы. Самолёт потом восстановили,
чтобы оформить вместо аварии поломку. В воздух он больше
не поднимался, и сейчас стоит в музее ЛВВАУШ в городе Луганске.
Не буду вдаваться в подробности, но лётное происшествие
произошло из-за незнания матчасти борттехником и безалаберности
правого лётчика.
Но
это всё прелюдия, подхожу к главному. На 3.06.85г. командиром
полка Перфильевым И.В. (Балашов-69) была поставлена задача
- двумя бортами Ан-26Ш выполнить перевозку двух групп курсантов
в авиагарнизоны для стажировки. Майору Хасанову – в Североморск,
с промежуточной посадкой в Кипелово, а мне – конкретно в
Кипелово.
Алим
(и Аликом его звали, не обижался вроде) давно летал на Ан-26,
осенью 84-го вернулся с Афгана. Он был запланирован первым,
как более опытный, наш экипаж – за ним. Ещё помню, как при
постановке задачи Перфильев предупредил: если какие-то проблемы,
не задумываясь, возвращайтесь назад. Главное – курсантов
и экипаж сберечь. Заправка – под горловину, лететь далеко,
запасных военных ВПП в окрестностях нет.
Взлетел
Алим, минут через 5-10 за ним - мы. Курс - на север, мимо
Москвы. Борттехник, тоже недавно переучившийся, докладывает:
«Командир, отбор воздуха не включается». Сбегал он, проверил
рампу, всё вроде закрыто. Другое, что помнил в этом случае,
проверил. А я продолжаю набор и лихорадочно соображаю –
что делать дальше. Эшелон больше 4000 наберём, курсанты
начнут задыхаться без кислорода. Не приведи Господь, кому-то
поплохеет. Что-то Алим пытался мне подсказать, безуспешно.
Принимаю решение – возвращаться.
После
посадки команда: «На стоянку не заруливать, остаться на
магистральной, двигатели не выключать, опустить рампу».
Подъехал зам командира АП по ИАС подполковник Левтеров,
забежал по рампе в самолёт, в кабину, практически сразу
нашёл причину. А накануне на нашем самолёте, как на самом
ближайшем к КДП «пэдэсники» проводили тренаж по вынужденному
покиданию самолёта. И этот «чёртов» выключатель «Аварийный
сброс давления» гоняли туда - сюда. И как-то умудрились
его оставить в таком положении, что он остался включенным,
но был прикрыт аварийным колпачком (как будто выключен).
Вот мы пощёлкать-то его и не догадались.
Подъехал
Перфильев, спросил – готовы повторно лететь? Ну, так летите,
- надо задачу выполнять, заявка не снята. Взлетели, набрали
заданный эшелон 5400, всё, без проблем, за 3 часа 45 минут
дошли, приземлились. Аэродром мокрый, видать недавно дождик
был. А где же самолёт Хасанова? Куда его так зарулили, что
не видно? А местный диспетчер говорит: «Да вот он, на 4-м
развороте, скоро сядет». Прикидываем – ну не мог он столько
в воздухе висеть, керосин бы давно кончился.
Встретили Алика, тот рассказывает. Подходит он к Кипелово,
а ему: «Аэродром закрыт, надо бы на запасной». А куда, -
кругом тайга, топлива маловато. Вологда под боком, но он
чисто гражданский, ВПП коротковата, где-то 1600м. Ну, для
Ан-26 с опытным командиром хватит. Выхожу, говорит, на привод
на 3000, а ему: «Нас тоже закрывает, если через 10 минут
не сядешь…». Алим говорил: «Я им показал афганский заход,
они были в шоке». Только что был над ДПРМ, и уже запрашивает
посадку на посадочном, шасси-закрылки полностью. Во второй
половине пробега «въехал» в «стену» дождя, видимости никакой.
«Ну, если не видно куда рулить, выключайся на ВПП. Всё равно
больше никого принимать не будем».
Тут
до нас окончательно дошло – где бы мы были, если бы не вернулись
на аэродром взлёта. Кипелово ещё, а Вологда уже закрыта.
Проводили Алима в Североморск, сами начали в гостиницу устраиваться
– отдохнуть после стресса. Мужики: «Командир, надо бы обмыть
это чудесное спасение». А я помнил, что в мае этого же года
в Ворошиловграде врач полковой «тормознул» Ан-12 «из моряков»,
штурман, из местных, повёз экипаж к родителям и они там
славно отдохнули. «Дыня покатилась» хорошая, и по морской
авиации прошла команда: «мочить кузнечиков», особенно из
Ворошиловграда. Так что, - говорю, - мужики, находимся на
«вражеской территории», бдительность должна быть доведена
до высших пределов. Но разве их остановишь? Пришлось возглавить,
но вскоре пресечь. Всё равно застукали, заставили на следующий
день дуть в трубочку мне и борттехнику - жребий врача пал
на нас. Мы не подвели, пары алкоголя отсутствовали. Никогда
- ни до, ни после, я такой «экзекуции» не подвергался. Ну
и сопровождавший курсантов подполковник (или капитан 2-го
ранга), он раньше служил в этом гарнизоне, потом перевёлся
в Ворошиловград, отстоял нас. С ним вместе мы и вернулись
домой, курсанты остались на стажировку.
Мне
влепили предпосылку, за возврат с маршрута по причине незнания
матчасти, пришлось 6 ватманских листов рисовать. А что там
рисовать? В общем - стресс. Зато живыми остались.
1.12.2010
г. Анатолий Захаров.
|