5.
История одной фотографии
|
Экипаж
майора Захарова на стоянке в Кабульском аэропорту
в период с 11 по 23 июня 1988 года
/ Анатолий Захаров – 4-й слева / |
Этот снимок
примечателен тем, что в кадр случайно попали Су-25, три
хвоста видны справа вдали. Это самолёты АЭ из Баграма, 10
единиц их было до 24 июня, прикомандированы были в Кабул.
Утром, часов в 6 от однокашника Подоксёнова Владимира я
узнал о гибели экипажа нашего же однокашника Косоловича
Славы под утро в Баграме. Ходил с утра, размышляя об этом,
о том, что только накануне вечером разговаривал с ним. Смотрю
– чёрный дым в районе нашей стоянки, а до неё около километра.
Ещё не зная, что произошло, забежал в модуль, поднял свой
экипаж по тревоге, и мы побежали на стоянку. Как потом выяснилось,
стоянка «грачей» была обстреляна двумя «эрэсами» - реактивными
снарядами. Стреляли со стороны Кабула. 1-й ушёл с перелётом
метров 100, а потом, видимо с КДП, «засланный казачок» подкорректировал
огонь, и 2-й «эрэс» точно в «грача» попал. На снимке видно,
какой боекомплект рядом с ними располагался, к счастью,
до большого калибра дело не дошло. Начали мы запускать наши
2 АН-30, что стояли ближе всех к «грачам», потом уже шли
АН-12 и АН-26 по стоянке. Сложность была в том, что наш
2-й экипаж с АН-30 из гарнизона Черновцы был в отпуске.
Сначала пришлось запускать один двигатель одного самолёта,
отруливать его на метров 400, глушить, бежать навстречу
свистящим осколкам ко 2-му самолёту и повторять операцию.
Поначалу подогнали АПА для запуска, но машине осколком пробило
колесо, водитель солдатик-срочник перепуганный, весь трясётся.
Я его прогнал со стоянки, запускали от аккумуляторов бортовых.
Потом 400 метров оказалось мало, запуск повторили и перерулили
самолёты в другой конец аэродрома. Из 10 «грачей» в «живых»
остался один, его запустил и перерулил командир их АЭ. Через
несколько дней в «Красной звезде» появилась маленькое сообщение
«Пожар на Кабульском аэродроме» - всё хорошо, прекрасная
маркиза – таков был смысл этой заметки. Следующая АЭ СУ-25
сразу была размещена на другом конце аэродрома, были подготовлены
индивидуальные обвалования для этих самолётов.
За полгода
до окончания боевых действий наука пошла впрок. Что удивительно:
никто даже не был ранен. Ну с пилотами «грачей» понятно:
они с «бункера» не стали вылезать. Но транспортники-то и
пожарные по стоянке носились, как угорелые. Кто был полгода
в Афгане и более, были представлены к наградам. Нам сказали
– вы всего 3 недели, не положено так быстро. Борттехник
правда, по ИАС-овской линии получил медаль «За отвагу».
Так что, в жизни всегда есть место подвигу.
14.10.2003.
Анатолий Захаров
|