Учи
матчасть!
Каждый вид
полёта требует хорошей подготовки. Причем не только с точки
зрения пилотирования, но и с точки зрения - аэродинамики,
воздушной навигации, знания авиатехники. Вот о знании авиатехники
я и хочу рассказать. Скорее мой рассказ
о незнании, и к чему это может привести.
На втором курсе у нас была довольно плотная и интересная
программа лётного обучения (было это в 1973 году). Программа
всего 70 часов, но в неё было много включено, кроме боевого
применения и полётов ночью. Это круги, зоны на простой и
сложный пилотаж, полёты по приборам под шторкой с заходом
на посадку по системе, полёты по маршруту и полёты строем
парой и звеном.
Полёт строем всегда интересен и привлекателен. В то же время
- это один из сложных видов полета. Поэтому готовиться к
нему надо с душой и уважением.
На
аэродроме «Славгород-Южный» шли обычные полёты с курсантами.
Аэродром грунтовый. Пыль, жара,
песок в ботинках, в карманах и на зубах, тёплая вода
в бочке. Но когда летаешь или ожидаешь полёта, этих
минусов и не замечаешь. Да и к тому времени мы ещё
не знали что такое «интеллигентная» бетонная полоса
без пыли и песка. Казалось, что так и должно быть.
|
|
|
Летали много.
Самолётов выводилось на полёты по 18-20 штук. На каждый
самолёт было запланировано определенное количество полётов.
Их надо было обязательно выполнить. Все рвались выполнить
план.
Наш экипаж к тому времени выбрался к полётам строем. Летали
парой. Ведущим был инструктор, а мы по очереди летали с
ним в паре. Слетал я. Слетал Валерка Викулин. Наступила
очередь Андрея Бондаренко. Надо было заправить керосином
его самолёт и самолёт инструктора.
Машин топливозаправщиков мало. Курсанты за ними стоят в
очередь. Но, как и во всякой очереди находятся «нахалы»,
которые стремятся урвать раньше других. Мы «урвали»! Заправили
самолёт инструктора. Начали заправлять самолёт Андрея. Успели
заправить только левый подвесной бак ровно под горлышко
- все 150 литров. А вот правый подвесной и основной фюзеляжный
не успели. В топливозаправщике закончился керосин! Бежать
за другим заправщиком было поздно.
По плану
пора запускать двигатели. Командир уже садился в кабину
своего самолёта. Запихали мы Андрея в кабину полузаправленного
самолёта. В основном баке литров семьсот. В левом подвесном
- 150 литров. Сложили все вместе - получилось 850 литров.
Прикинули своими лётно-курсантскими мозгами. И, пришли к
выводу, что вполне хватит на один полет. Как никак, а будущие
инженеры ведь!
Лети, дорогой друг Андрюша!!!
Вы можете спросить, а где же был техник? Как можно выпускать
самолёт в полёт не заправленным? Был техник. Только он -
солдат срочной службы, и особо процесс не контролировал.
Выдернул чеки из катапультного кресла. Постоял на подножке
кабины, склонившись над Андреем во время запуска двигателя.
Закрыл фонарь. Отошел в сторону. И, как положено, приложил
правую руку к привязанному берету, вытянув левую в направлении
руления. Тем самым как бы благословил на удачный полёт,
подтверждая, что всё в порядке.
Мы с Валеркой облегченно вздохнули. Справились вовремя,
план не срывался. Подняв
клубы пыли, пара вырулила. Первым инструктор Игорь Анатольевич
Тихонов. Вторым - Андрей Бондаренко. Теперь сорок минут
можно было куда-нибудь спрятаться и поваляться, дожидаясь
их прилёта.
|
|
Смена
была вторая, - самый разгар жары, начало августа.
А полёты были очень интенсивными, поэтому пыль почти
постоянно висела над заправочной стоянкой. Одни самолеты
выруливают, заправившись топливом, другие заруливают,
чтобы заправиться – круговорот.
Сорок минут в теньке и праздном трёпе пролетели быстро.
Увидев наши самолеты, мы помчались встречать инструктора
и Андрея.
|
Самолёт
Андрея зарулил на стоянку. Открылся фонарь. Из кабины торчала
мокрая, взлохмаченная физиономия Андрея. Он молча поманил
нас к себе. Мы заглянули к нему в кабину. Так же молча,
он показал на горящую лампочку «остаток 200 литров».
А на топливомере было явно не двести литров. Вёдрами мы
не измеряли, но ведра три оставалось точно. У Андрея и так
немного выдавалась нижняя челюсть вперёд, а тут и вовсе
отъехала далеко вперёд.
- Ты чё?
- А вы чё!
- Что случилось?
- Сами видите, топливо почти закончилось!
- Так ведь было нормально,
вроде хватало!
- Это вам нормально, а мне так не показалось. У меня рука
отваливается. Я всё время боролся с левым креном! И как
нарочно, почти весь полёт шеф меня в правом пеленге держал.
А сел и вовсе с креном.
- И как ты справился?
- Вы что-нибудь ещё дурнее спросите, - прилетел же!
Рука вот теперь болит.
Аэродинамику Андрей вспомнил в воздухе сразу после
взлёта, как только начал бороться с левым креном.
Как работает топливная система самолета Л-29, он вспомнил
немного позже, минут через десять полёта. Топливо
под напором подаваемого воздуха выдавливается из подвесных
баков в основной фюзеляжный бак. Но в случае с Андреем,
этого не произошло. Воздух уходил прочь из пустого
бака, так что и в полном баке давление не создавалось.
Эти 150 литров он привез обратно на землю. Наверное,
их то и не хватило. Потому и загорелась лампочка «200
литров».
Так
как подвесной бак был заправлен только левый, а правый
был пустой, то самолёт летел с левым креном. Чтобы
как-то держать самолёт ровно, ручку постоянно приходилось
держать вправо. Это привело к повышенному расходу
топлива, который при полётах строем у ведомого и так
не маленький.
С тех пор мы все трое знали, что шутить с топливом
не стоит. |
|
|
Но от судьбы
не убежишь. Как начнётся - так и закончится! Андрей Бондаренко,
уже, будучи старшим лётчиком-инструктором, летал с курсантами
строем. На пристраивании, при полетё парой, почти сразу
после взлёта, курсант Попов врезался кабиной в правый подвесной
бак самолёта Андрея, развернув этот бак почти под 90 градусов.
Самолёт курсанта тут же рухнул на землю и сгорел. Попов
погиб. Андрею удалось сесть. После чего он был снят с лётной
работы и изгнан из армии. У погибшего курсанта был пропущен
один контрольный полёт. В том вся вина.
|