Logos-z  Информационный Центр Александра Зигцара    
< главная | сайт 5-го потока Барнаульского ВВАУЛ | е-mail
  Жигалов Евгений

Учи матчасть!
По инструкции!
Посадку разрешаю…
Фигура
Зелёные горят
Интуиция
Подвиг? Или...

Подвиг? Или...

Произошла эта история в ГДР. Тогда ГСВГ – группа советских войск в Германии была в полном расцвете сил, а холодная война в разгаре. ГДР по сравнению с необъятными просторами СССР - маленькая страна, и воздушного пространства для полётов там тоже мало.

Солнечным летним днём 1968 года с аэродрома «Котбус» на аэродром «Темплин» взлетел МиГ-21. В кабине истребителя сидел штурман звена капитан Зиновьев.

Задание довольно простое – Зиновьеву необходимо перегнать самолёт в ТЭЧ (технико-эксплуатационную часть) для выполнения регламентных работ на самолёте. По времени этот полёт должен занять не больше 15-20 минут.

Погода хорошая, взлёт прошёл нормально. Капитан взял курс на Темплин и полетел туда, куда и надо было. Во всяком случае, штурману звена капитану Зиновьеву так показалось, потому, как стрелка радиокомпаса показывала, куда надо было лететь. Туда и полетел. Как проходил этот короткий полёт можно только гадать. Но по всей вероятности гладко. При хорошей погоде и видимости самолёт пилотировать не сложно. А потому и чувство опасности притупляется. Но опасность оказалась очень недалеко от капитана.

Минут через 10 полёта он обнаружил аэродром, и стал с ним связываться по радио. Но к его сожалению никто не отвечал, и лётчик принял эту ситуацию за отказ радиосвязи. А дальше действовал как при отказе радиосвязи. Впрочем, действовал он как в обычном полёте ни прохода над полосой, ни покачиваний с крыла на крыло, ни выстрелов из сигнальной бортовой ракетницы - ничего этого он не делал. Просто зашёл на посадку как обычно, и мягко, насколько это возможно на Миг-21, приземлился. Выпустил тормозной парашют, как и положено, притормаживая и уменьшая скорость, но уже в конце полосы почувствовал неладное. Надо полагать сначала почувствовал, а уж потом и увидел, что приземлился явно не там, куда летел. Увидел самолёты с несоветской символикой, да и типы другие, и вообще всё другое – порядка больше. Не долго думая, не сруливая с полосы, Зиновьев развернулся можно сказать на месте, и уж собрался взлетать с обратным курсом «против шерсти». Но не тут то было!

Сел он на НАТО-вский аэродром «Тегель», расположенный в зоне Западного Берлина. Там располагалась французская авиационная часть НАТО-вских войск. Французы долго не терзались сомнениями, что делать при прилёте русского истребителя, и, быстренько машинами обслуживания, перекрыли взлётную полосу.

Взлёт «против шерсти» по полосе отменялся! Дальше капитану ничего не оставалось делать, как развернуться обратно и вырулить на рулежную дорожку.

Рулёжки на наших аэродромах узкие, а у них - и вовсе узенькие. Французы решили, что они сделали всё правильно, и краснозвёздному русскому самолёту дальше деваться некуда, кроме как рулить на заправочную стоянку, где его уже ждали с распростертыми объятиями французско-натовского гостеприимства. Но вот тут то они и ошиблись…

Зиновьев, как только свернул на магистральную рулёжную дорожку, вывел обороты двигателя своего МиГа на 100%, включил форсаж, и, на глазах у изумленных, обманутых французов удачно стартовал точно по оси рулёжки. Без сучка и задоринки показал образцовый взлёт в усложнённых условиях, мелькнув на прощание красной звездой на хвосте своего самолёта мимо сотни глаз зрителей НАТО-вского аэродрома.

Ещё через десять минут перепуганный и взъерошенный столь необычным происшествием Зиновьев приземлился на своем родном аэродроме, в Темплин он так и не долетел.

Собственно на этом история с капитаном Зиновьевым и заканчивалась. Дальше можно только предполагать сколь долго он пробыл ещё в ГДР, и как ему служилось потом в Союзе, да и служилось ли вообще…

А вот сама история была изложена в 1970 году литературно-художественно в книге про лётчиков Виктора Трихманенко «Крылья на вырост». Правда история эта уже была рассказана без упоминания самой фамилии «героя». Там был другой герой – молодой лейтенант, которого НАТО-вские враги заманили в совершенно плохих погодных условиях зимой на свой аэродром, включив мощные передатчики радиомаяка и автоматического радиопеленгатора на нашей частоте. А дальше всё как у Зиновьева – один в один, в то советское время Трихманенко и не мог по-другому написать.

Штурмана звена капитана Зиновьева на французский аэродром никто не заманивал - сам прилетел! По своей русской беспечности, а может и самоуверенности, а, может, и ещё по целому ряду причин прилетел не на заданный аэродром, а на какой попался. С точки зрения воздушной навигации он просто заблудился, заблудился в ПМУ.

Так уж повелось в России – недоразумение и подвиг где-то рядом.

Книгу Виктора Трихманенко я прочитал в 1971 году, будучи курсантом первого курса, а вот с историю Зиновьева обнаружил в ВВС-овском информационном бюллетене авиационных происшествий за 3 квартал 1968 года, уже став преподавателем кафедры самолетовождения в 1984 году.

Е.Жигалов

PS. Уже после того, как был выставлен этот материал, мне прислали фотографию капитана Зиновьева и некоторые подробности его биографии, в том числе и этот кусочек карты с аэродромом «Тегель». После чего у меня теперь тоже много вопросов. И самый главный - как мог лётчик с 20-летним стажем заблудиться в ПМУ? Зиновьеву на тот момент был 41 год! (как говорят в армии – «карьерист»). Да и заблудился - ли?

Но то что он сел на НАТО-вский аэродром, остаётся безо всякого сомнения!

Аэродром «Тегель» http://vaul.ru/index/tegel.gif

Я вот хоть и не авиатор, однако ГСВГ - моя любимая тема. Посмотрел я инфу, что у меня есть, и могу сказать следующее.

Аэродром коттбус был занят Советской Армией 23 апреля 1945 года. В 1952-53 годах там базировался 20 АПИБ (с 1953 года на миг-15). Было решено отдать этот аэродром в пользование ВВС ГДР, и в 1953 году 20 АПИБ перебазировался в Ной-Вельцов. До 1956 года аэродром в пользовании полиции (от тут я не совсем понял, но это не особо и важно), а с 1956 по 1990 годы в пользовании ВВС ГДР, и базировалась там JG-1, то есть истребительная группа-1, ВВС ГДР. Вот она и имела на вооружении миги-21 в разных модификациях с 1963 по 1990 годы. Так что из всего этого следует, что советской части в 1968 году там не было.

Потому зацепка, в каком полку служил Зиновьев - это случай с РБ-66, которого он завалил (самолёт - миг19 б.н 25 жёлтого цвета). В статье упоминается аэродром Виттшток - это 33 иап. В немецких источниках случай этот также упомянут в связи с 33 иап (есть даже фотки дымящего РБ-66 и Зиновьева перед своим самолётом).

МиГ-19 в полку были с 1956 по 1969 годы, Миг-21 были с 1961 по 1983 (разных вариантов). Так что, скорее всего из Виттштока вылетел он на миг-21, а не из Коттбуса.
Больше сказать ничего не могу.

С уважением, Серёга.



Сведения о сокурсниках
Персональные странички
Фотогалерея
Встречи сокурсников
Лётчики рассказывают
  — Граздов Ю.
  — Жибров А.
  — Жигалов Е.
  — Захаров И.
  — Захаров А.
  — Королёв Л.
  — Лутковский А.
  — Мулла-Ахунов М.
  — Осинцев В.
  — Сергеев Н.
  — Сорокин С.

  — Сорокунов А.


Интересные факты и цифры
Судеб переплетенье
Книга общения 5-го потока
Кгига гостевая БВВАУЛ
Книга общения с Зигцаром
Сайт Барнаульского ВВАУЛ
Форум Барнаульского ВВАУЛ
Сайты других выпусков
Карта сайта 5-й поток

© | 2006, Logos-Z. Все права защищены
logos-z@mail.ru
Создание сайта - Dial-Z
 
Рейтинг@Mail.ru