Воспоминания
о далёком детстве
У
Вас, Павел, имя фамильное — Попов. Попов сын значит, поповского
роду, так или иначе. Поразмыслите об этом на досуге.
Что
касательно городских планетариев, так они все были размещены
большевиками в бывших храмах по двум причинам, в основном:
1)
Все здания храмов и церквей имели купола — очень важная
архитектурная деталь для установки телескопа (причём на
шару! — и строить-то ничего не надо, вышвырнул верующих
на улицу, сошкрябал фрески со стен, и пользуйси себе — удобно
и практично);
2)
Сам факт размещения «просветительского» учреждения в бывшем
храме служил наглядным противопоставлением естествознания
«религиозной отраве» — «Бога нет! Мы ж вам говорили. Гляньте
в телескоп и убедитесь своими глазами, мать вашу так!»
А
Вы про заботу о детях, товарищ Попов.
Вот
в Одессе тоже есть очень красивый планетарий, на привокзальной
площади. Кто-то с любовью построил когда-то.
А
в городе Канске, Красноярского края, где я произрастал,
на территории Ленинского сквера, в центре города, располагалась
городская церковь. В начале 60-х мы туда с пацанами забредали
частенько, из любопытства, послушать пение, понюхать запах
ладана и мирра. Но однажды к зданию церкви подтянули «бронетехнику»,
экскаваторы да бульдозеры. Прихожан из церкви вымели, бригада
маляров принялась сдирать да замазывать фрески на стенах,
но самое увлекательное началось снаружи.
На
заднем дворе церкви размещалось «поповское кладбище», как
его все называли, каковым оно и было, поскольку там захоронялись
поколения религиозных персон, члены их семей, и кто знает,
в течение скольких лет. И вот бригада «дизайнеров-наружников»
принялась за дело — могила за могилой раскапывалось кладбище
ковшом экскаватора, раскидывая содержимое истлевших гробов
по всему заднему двору церкви. Запах тлена растекался по
прилежащей главной улице города, возбуждая интерес многочисленных
прохожих к предмету. Однажды вечером я с «подельником» припёрся
туда поглазеть на раскопки, и нашим взорам открылась такая
картина, которая до сих пор стоит перед моими глазами: какой-то
«декоратор» из бригады наружного дизайна установил на верхней
перекладине кованой изгороди, окружающей территорию церкви,
полуистлевшие останки, точнее нижнюю часть бывшего тела
захороненного, с тазом, ногами и частью позвоночника, верхом,
как наездника. Самое жуткое было в том, что это не был скелет,
но останки с полуистлевшей, почерневшей плотью и следами
одежды. И сидел этот «всадник» в центре города, над тротуаром,
веселя незадачливых прохожих, и никому в голову не приходило
насколько чудовищное святотатство сотворялось на их глазах.
Мне
с приятелем тогда свезло — мы подобрали на территории развороченого
кладбища хорошо-сохранившийся, отполированный череп, и пинали
его до самого двора, как футбольный мяч, благо дистанция
была всего два квартала. Во дворе какой-то взрослый дал
нам пинка и отнял добычу.
Я
это помню, и буду помнить до гробовой доски, с чувством
огромного стыда и неискуплённого греха. Но я был мал, лет
10 от роду, и рос в семье родителей-коммунистов, Библию
не читал, роду-племени не знал. Может, Бог меня уже и простил.
Кстати,
здание той церкви было тогда конвертировано в детскую горбиблиотеку.
До планетария не дотянули, слабаки.
Этим
летом с помощью программы Google Earth я скачал спутниковое
фото всего Ленинского сквера, крупным планом, с возрождённой
церковью на прежнем месте, с куполами, крестами и колоколами.
И забор тот чугунный на месте, но уже без «всадника». На
душе полегчало.
^ наверх |
версия
для печати |
далее
> |
|