28 января 1989 года в Кабул 
                        скворцы прилетели. Ночью ещё подмораживало, а днём до 
                        десяти тепла доходило. В воздухе запахло весной. В это 
                        время полным ходом шёл вывод ограниченного контингента 
                        советских войск из Афганистана. Наш экипаж выполнял задачи, 
                        связанные с обеспечением этого вывода и занимались мы 
                        этим примерно до января 1989 года. В начале января в Союз 
                        отправили всех женщин, так что Военторг и лётная столовая 
                        закрылись. Нам стали выдавать сухпаи и мы перешли на самообслуживание. 
                        Штаб 40-й армии переехал на аэродром – в 103-ю десантную 
                        дивизию и в наш уже заметно пустевший военный городок. 
                        Кстати после этого, как обрезало: прекратились обстрелы 
                        аэродрома «эрэсами» (реактивными снарядами). Когда они 
                        (штаб) стояли в Кабуле, на окраине, их тоже не обстреливали. 
                        Странно, но факт.
                      Самое главное - в начале 
                        20-х чисел января вывезли в Карши, в Союз АФС (аэрофотослужбу). 
                        Мы с ними работали в тесном контакте, поэтому я добивался, 
                        чтобы и нашему экипажу разрешили убыть в Ташкент, как 
                        выполнившему свою задачу. Даже, если бы мы что-нибудь 
                        и отсняли, то обрабатывать снимки было уже некому. Но 
                        нас держали. Так - «на всякий случай», как транспортный 
                        борт.
                       И вот утром 1 февраля, 
                        прибыв на КП полка, я увидел долгожданное распоряжение 
                        – убыть в Ташкент. 
                      На КП было двое: командир 
                        полка - полковник Голованов Александр Сергеевич и командир 
                        1 АЭ - подполковник Подоксёнов Владимир Геннадьевич, наш 
                        выпускник 75-го. «Когда собираешься лететь?» - спросил 
                        меня командир полка. «Да как вещи соберу, часика через 
                        3-4 пойду», - ответил я. «Полетели вместе, ночью, так 
                        безопаснее», - предложил командир полка. «А до этого - 
                        в баньку сходим, мы себе заказали», - продолжил он. «Спасибо, 
                        но очень домой хочется. A летать днём я привык - я же 
                        разведчик», - ответил я, «так что до встречи в Ташкенте». 
                        Больше мы с полковником Головановым никогда не виделись.
                       В эту ночь командир полка 
                        и его лётчик старший лейтенант Пешеходько на вертолёте 
                        Ми-24 пропали в горах, не дотянув немного до промежуточного 
                        аэродрома Пули-Хумри. А у меня остался на память бланк 
                        командировочного предписания, подписанный командиром полка 
                        в последний раз. Александру Сергеевичу Голованову посмертно 
                        было присвоено звание Героя Советского Союза. Жена и двое 
                        сыновей остались в Сызрани, по-моему.
                       Ну а мы с кабульского 
                        аэродрома взлетели днём. По спирали набрали над аэродромом 
                        безопасную от ПВО высоту, и взяли курс на север. Потрясающее 
                        ощущение – возвращаться на своём самолёте с войны. При 
                        подходе к границе связались с диспетчером Душанбе, и по 
                        его команде заняли внутренний эшелон (в Афганистане мы 
                        летали на эшелонах ИКАО). Близилась долгожданная «черта» 
                        (пересечение границы). Я подсказал наземному технику Николаю 
                        Юзенкову, в каких чехлах в хвосте самолёта надо порыться, 
                        и он, изумлённый, отыскал там бутылку шампанского, воскликнул: 
                        «Ну, командир, - всё предусмотрел!». Так как ночью подмораживало, 
                        то шампанское было охлаждено до нужной температуры. Вкусней 
                        я ничего в жизни не пил, как в этом полёте, при пересечении 
                        афгано-советской границы 1 февраля 1989 года. И взяло 
                        хорошо. Ещё думал, как бы в Тузеле (Ташкент) не промахнуться 
                        на заходе. До этого я ничего, кроме пива, в полёте себе 
                        не позволял. Нас всё пугали, что на таможне будут «шмонать», 
                        как никогда - всё-таки заключительный полёт с Афгана. 
                        После посадки пассажиров наших увели. Их проверяли по 
                        полной программе. А нас таможня хорошо знала. Только в 
                        ноябре 1988-го мы 10 посадок в Ташкенте выполнили, и никогда 
                        не было нарушений ни по линии таможни, ни по линии границы. 
                        На бланке предписания таможня оставила свою метку на память.
                      Оставалось ровно 2 недели 
                        до полного вывода советских войск из Афганистана. Если 
                        не ошибаюсь, 3 февраля 1989 года последние самолёты «полтинника» 
                        (в/ч пп 97978) выполнили перелёт Кабул – Ташкент. Не исключено, 
                        что «крайним» оттуда ушёл наш комэска - Подоксёнов, как 
                        старший «лётный» начальник, оставшийся в полку. Это можно 
                        у него спросить, позвонив в Омск. А лучше, конечно, при 
                        личной встрече налить ему, а потом спросить.
                        
                        14.10.2003. Анатолий Захаров