Logos-z  Информационный Центр Александра Зигцара    
< главная | сайт 5-го потока Барнаульского ВВАУЛ | е-mail
  Захаров Анатолий

Начало службы
Служба в разведке
Памятный автограф
Памятное предписание
История одной фотографии
Из жизни Захаровых
Несостоявшийся переводчик
Бывают же такие совпадения!
Афганский синдром
Пик Коммунизма
Орден
Вспоминая об Одессе
О чём сигналил зуб
О сложных посадках
В чьих руках судьба?
Человек-самолёт
Последняя встреча

Фронтовые будни
Новый рассказ
Поездка в Тунис

4. Последнее предписание на память

Данное предписание названо «последним», потому что оно подписано командиром кабульского авиационного полка полковником Головановым утром 1 февраля 1989 года, а в ночь с 1 на 2 февраля этого же года он погиб в афганских горах вместе со своим правым лётчиком, не дотянув до промежуточного аэродрома Пули-Хумри.

28 января 1989 года в Кабул скворцы прилетели. Ночью ещё подмораживало, а днём до десяти тепла доходило. В воздухе запахло весной. В это время полным ходом шёл вывод ограниченного контингента советских войск из Афганистана. Наш экипаж выполнял задачи, связанные с обеспечением этого вывода и занимались мы этим примерно до января 1989 года. В начале января в Союз отправили всех женщин, так что Военторг и лётная столовая закрылись. Нам стали выдавать сухпаи и мы перешли на самообслуживание. Штаб 40-й армии переехал на аэродром – в 103-ю десантную дивизию и в наш уже заметно пустевший военный городок. Кстати после этого, как обрезало: прекратились обстрелы аэродрома «эрэсами» (реактивными снарядами). Когда они (штаб) стояли в Кабуле, на окраине, их тоже не обстреливали. Странно, но факт.

Самое главное - в начале 20-х чисел января вывезли в Карши, в Союз АФС (аэрофотослужбу). Мы с ними работали в тесном контакте, поэтому я добивался, чтобы и нашему экипажу разрешили убыть в Ташкент, как выполнившему свою задачу. Даже, если бы мы что-нибудь и отсняли, то обрабатывать снимки было уже некому. Но нас держали. Так - «на всякий случай», как транспортный борт.

И вот утром 1 февраля, прибыв на КП полка, я увидел долгожданное распоряжение – убыть в Ташкент.

На КП было двое: командир полка - полковник Голованов Александр Сергеевич и командир 1 АЭ - подполковник Подоксёнов Владимир Геннадьевич, наш выпускник 75-го. «Когда собираешься лететь?» - спросил меня командир полка. «Да как вещи соберу, часика через 3-4 пойду», - ответил я. «Полетели вместе, ночью, так безопаснее», - предложил командир полка. «А до этого - в баньку сходим, мы себе заказали», - продолжил он. «Спасибо, но очень домой хочется. A летать днём я привык - я же разведчик», - ответил я, «так что до встречи в Ташкенте». Больше мы с полковником Головановым никогда не виделись.

В эту ночь командир полка и его лётчик старший лейтенант Пешеходько на вертолёте Ми-24 пропали в горах, не дотянув немного до промежуточного аэродрома Пули-Хумри. А у меня остался на память бланк командировочного предписания, подписанный командиром полка в последний раз. Александру Сергеевичу Голованову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Жена и двое сыновей остались в Сызрани, по-моему.

Ну а мы с кабульского аэродрома взлетели днём. По спирали набрали над аэродромом безопасную от ПВО высоту, и взяли курс на север. Потрясающее ощущение – возвращаться на своём самолёте с войны. При подходе к границе связались с диспетчером Душанбе, и по его команде заняли внутренний эшелон (в Афганистане мы летали на эшелонах ИКАО). Близилась долгожданная «черта» (пересечение границы). Я подсказал наземному технику Николаю Юзенкову, в каких чехлах в хвосте самолёта надо порыться, и он, изумлённый, отыскал там бутылку шампанского, воскликнул: «Ну, командир, - всё предусмотрел!». Так как ночью подмораживало, то шампанское было охлаждено до нужной температуры. Вкусней я ничего в жизни не пил, как в этом полёте, при пересечении афгано-советской границы 1 февраля 1989 года. И взяло хорошо. Ещё думал, как бы в Тузеле (Ташкент) не промахнуться на заходе. До этого я ничего, кроме пива, в полёте себе не позволял. Нас всё пугали, что на таможне будут «шмонать», как никогда - всё-таки заключительный полёт с Афгана. После посадки пассажиров наших увели. Их проверяли по полной программе. А нас таможня хорошо знала. Только в ноябре 1988-го мы 10 посадок в Ташкенте выполнили, и никогда не было нарушений ни по линии таможни, ни по линии границы. На бланке предписания таможня оставила свою метку на память.

Оставалось ровно 2 недели до полного вывода советских войск из Афганистана. Если не ошибаюсь, 3 февраля 1989 года последние самолёты «полтинника» (в/ч пп 97978) выполнили перелёт Кабул – Ташкент. Не исключено, что «крайним» оттуда ушёл наш комэска - Подоксёнов, как старший «лётный» начальник, оставшийся в полку. Это можно у него спросить, позвонив в Омск. А лучше, конечно, при личной встрече налить ему, а потом спросить.

14.10.2003. Анатолий Захаров



Сведения о сокурсниках
Персональные странички
Фотогалерея
Встречи сокурсников
Лётчики рассказывают
  — Граздов Ю.
  — Жибров А.
  — Жигалов Е.
  — Захаров И.
  — Захаров А.
  — Королёв Л.
  — Лутковский А.
  — Мулла-Ахунов М.
  — Осинцев В.
  — Сергеев Н.
  — Сорокин С.

  — Сорокунов А.


Интересные факты и цифры
Судеб переплетенье
Книга общения 5-го потока
Кгига гостевая БВВАУЛ
Книга общения с Зигцаром
Сайт Барнаульского ВВАУЛ
Форум Барнаульского ВВАУЛ
Сайты других выпусков
Карта сайта 5-й поток

© | 2006, Logos-Z. Все права защищены
logos-z@mail.ru
Создание сайта - Dial-Z
 
Рейтинг@Mail.ru