|   | 
                          Прочитав 
                            рассказа о том, как Леонид Королёв садился на самолёте 
                            Ту-16 в Джиде, мне вспомнилось про полёты в горной 
                            местности, и я решил рассказать о своей попытке познакомиться 
                            поближе с Пиком Коммунизма. /А.Захаров/  | 
                       
                     
                    10. 
                      «Пик Коммунизма» 
                    4 января 
                      1996 года, очередная годовщина рождения моей младшей дочери. 
                      Что бы такое сделать, чтобы он запомнился? Мы с 17 октября 
                      1995г (20 лет нашему выпуску было!) сидим в длительной командировке 
                      в Душанбе. Сказать по совести, работы - мизер, просто «мотаем 
                      срок». Самолёт уже давно стоит на земле, надо его поднять 
                      в воздух, - я же слышу, что он просится. Да и экипаж без 
                      дела начинает «скулить», дурные мысли в голову им и техсоставу 
                      лезут. И у каждого ПМ при себе - головная боль для командира. 
                      Тяжеловато так долго в отрыве от части, от дома.  
                    И вот 4 января 
                      получаю «добро» слетать. Решили в сторону от всех трасс, 
                      в район Хорога «пройтись». Взлетели, пошли в набор. Там 
                      интересно, в сторону гор идёшь в наборе, и горы – тоже «в 
                      набор идут». И вот она - земля, вроде рядом постоянно.  
                    Километров 
                      80-100 на восток от Душанбе, а там уже оппозиционеры. Центральная 
                      власть их не контролирует. Наши «Грачи» туда ходят, ребята 
                      из Приморья как раз сидели, однополчане нашего правого лётчика, 
                      он на Ан-30 к нам с Су-25 перевёлся. Кстати, и барнаульские 
                      выпускники там были, - это я точно знаю, - «племя молодое, 
                      незнакомое».  
                    Тут, за Таливердой, 
                      и радиолокационный контроль заканчивается. Обычно мы там 
                      и работали по предназначению. «Наскребли» кое-как на нашем 
                      стареньком Ан-30 высоту 7200 метров. Направо – путь на Хорог. 
                      Там очень сложный аэродром, и первая посадка – только с 
                      инструктором на борту. Так я на него и не получил допуск 
                      – а где возьмёшь инструктора на Ан-30 в Душанбе?  
                    Прямо по 
                      курсу, чуть левее – пик Коммунизма. Ещё со школы знаю, что 
                      7495 метров его высота. Все трассы в стороне от него проходят, 
                      от греха подальше. День солнечный. По ДИСС-у смотрю - струя 
                      с запада нам попутная за 200 км/час. Фотоаппарат при мне, 
                      - Щас, -думаю, - Посмотрю на него со всех сторон. Заодно 
                      и фото на память сделаю. Ну и пошёл на облёт.  
                    Если из космоса 
                      смотреть, то против часовой стрелки вираж выходит. А у него 
                      верхушка действительно, как пик, как форштевень этот воздушный 
                      поток разрезает. Снег за ним завихряется. Это ж, - думаю, 
                      - Какая сразу за ним турбулентность! Надо бы подальше держаться. 
                      Мы же ниже его почти на 300 метров. И по прибору угол атаки 
                      уже большой, и выше движки уже не тянут. И вот в чём проблема: 
                      в горах же трудно точно определить расстояние. Думаю, километров 
                      20 было, ну, больше 5-ти, это точно. Но всё равно нас кидануло. 
                      И не слабо.  
                    Я «заскучал», 
                      увидев внизу ледник Федченко и острые пики гор поменьше. 
                      Что-то сразу вспомнилась история про лётчиков, которые во 
                      время войны сели на вынужденную посадку высоко в горах, 
                      и их потом долго искали, лет 40. Ну, раз пишу эти строки, 
                      значит, всё нормально в тот раз у нас закончилось. Вот только 
                      плёнку недопроявил, и сильно. Пробовал потом усилить, но 
                      бесполезно. Так что никакой отчётности не осталось, и можно 
                      подумать, что сочинил всё. Давно это было, больше 11 лет 
                      прошло, а глаза закрою – вижу этот самый «Коммунизм», как 
                      живой перед глазами.  
                    Вот так вот 
                      - рядом с Коммунизмом побывал, а ближе – опасно, как оказалось. 
                    8.03.2007г. 
                      Анатолий Захаров. 
                     
                  
                     |