|
Прочитав
рассказа о том, как Леонид Королёв садился на самолёте
Ту-16 в Джиде, мне вспомнилось про полёты в горной
местности, и я решил рассказать о своей попытке познакомиться
поближе с Пиком Коммунизма. /А.Захаров/ |
10.
«Пик Коммунизма»
4 января
1996 года, очередная годовщина рождения моей младшей дочери.
Что бы такое сделать, чтобы он запомнился? Мы с 17 октября
1995г (20 лет нашему выпуску было!) сидим в длительной командировке
в Душанбе. Сказать по совести, работы - мизер, просто «мотаем
срок». Самолёт уже давно стоит на земле, надо его поднять
в воздух, - я же слышу, что он просится. Да и экипаж без
дела начинает «скулить», дурные мысли в голову им и техсоставу
лезут. И у каждого ПМ при себе - головная боль для командира.
Тяжеловато так долго в отрыве от части, от дома.
И вот 4 января
получаю «добро» слетать. Решили в сторону от всех трасс,
в район Хорога «пройтись». Взлетели, пошли в набор. Там
интересно, в сторону гор идёшь в наборе, и горы – тоже «в
набор идут». И вот она - земля, вроде рядом постоянно.
Километров
80-100 на восток от Душанбе, а там уже оппозиционеры. Центральная
власть их не контролирует. Наши «Грачи» туда ходят, ребята
из Приморья как раз сидели, однополчане нашего правого лётчика,
он на Ан-30 к нам с Су-25 перевёлся. Кстати, и барнаульские
выпускники там были, - это я точно знаю, - «племя молодое,
незнакомое».
Тут, за Таливердой,
и радиолокационный контроль заканчивается. Обычно мы там
и работали по предназначению. «Наскребли» кое-как на нашем
стареньком Ан-30 высоту 7200 метров. Направо – путь на Хорог.
Там очень сложный аэродром, и первая посадка – только с
инструктором на борту. Так я на него и не получил допуск
– а где возьмёшь инструктора на Ан-30 в Душанбе?
Прямо по
курсу, чуть левее – пик Коммунизма. Ещё со школы знаю, что
7495 метров его высота. Все трассы в стороне от него проходят,
от греха подальше. День солнечный. По ДИСС-у смотрю - струя
с запада нам попутная за 200 км/час. Фотоаппарат при мне,
- Щас, -думаю, - Посмотрю на него со всех сторон. Заодно
и фото на память сделаю. Ну и пошёл на облёт.
Если из космоса
смотреть, то против часовой стрелки вираж выходит. А у него
верхушка действительно, как пик, как форштевень этот воздушный
поток разрезает. Снег за ним завихряется. Это ж, - думаю,
- Какая сразу за ним турбулентность! Надо бы подальше держаться.
Мы же ниже его почти на 300 метров. И по прибору угол атаки
уже большой, и выше движки уже не тянут. И вот в чём проблема:
в горах же трудно точно определить расстояние. Думаю, километров
20 было, ну, больше 5-ти, это точно. Но всё равно нас кидануло.
И не слабо.
Я «заскучал»,
увидев внизу ледник Федченко и острые пики гор поменьше.
Что-то сразу вспомнилась история про лётчиков, которые во
время войны сели на вынужденную посадку высоко в горах,
и их потом долго искали, лет 40. Ну, раз пишу эти строки,
значит, всё нормально в тот раз у нас закончилось. Вот только
плёнку недопроявил, и сильно. Пробовал потом усилить, но
бесполезно. Так что никакой отчётности не осталось, и можно
подумать, что сочинил всё. Давно это было, больше 11 лет
прошло, а глаза закрою – вижу этот самый «Коммунизм», как
живой перед глазами.
Вот так вот
- рядом с Коммунизмом побывал, а ближе – опасно, как оказалось.
8.03.2007г.
Анатолий Захаров.
|