17. 
                      Последняя встреча 
                    Так 
                      получилось, что после окончания училища судьба свела меня 
                      с нашим бывшим однокашником Васильевым Валерой два раза. 
                      Первая встреча произошла весной 1977 года на аэродроме Борисполь. 
                      Я летал праваком на Ту-134. Маршрут был регулярный: «Ворошиловград 
                      – Борисполь - Ворошиловград». Без заправки в Борисполе. 
                      Прилетели, пассажиры вышли, а мы - назад. Но перед этим 
                      надо было зайти на метео и к диспетчеру. Вот я и пошёл как 
                      самый молодой. По пути увидел Ан-12 «под флагом». Около 
                      него на травке расположилась «группа бойцов» без знаков 
                      отличия. 
                    Меня 
                      поразил их «крутой» загар. И их взгляды – мороз по коже, 
                      когда проходил мимо. Пришёл к диспетчеру – там экипаж в 
                      форме ГВФ. И тут меня кто-то окликает. Валера Васильев – 
                      в аэрофлотовской форме, правак с этого Ан-12. Проходят таможню-границу, 
                      возвращаясь из Анголы в Москву. Там же, в Анголе осень в 
                      этот момент была, «ребятишки» загорели летом за время командировки. 
                      Как Валера сказал – это мы спецназ везём после их задания. 
                      Наш Ту-134 раньше ушёл, расстались мы быстро. 
                     
                      Вторая встреча тоже на аэродроме произошла, точнее в аэропорту 
                      Ворошиловграда в мае 1979 года. Я с женой в отпуск летел 
                      через Москву во Владивосток. А он до Москвы, с отпуска на 
                      службу вызывали. Тут только я узнал, что он – ворошиловградский 
                      (луганский парень), мама у него там жила на тот момент. 
                      Я ещё спросил – что же ты ни разу к нам в ВВВАУШ не пришёл, 
                      нас же здесь больше десятка – выпускников БВВАУЛ-75. Он 
                      сказал, что спросил в комендатуре, ему сказали – что нет 
                      таких. А комендатура в другом конце города была. Настойчивости 
                      не проявил. Видимо не искал встречи. У нас оказались билеты 
                      на один самолёт, Валера попросил моего соседа сесть на его 
                      место, а сам подсел к нам. Всю дорогу до Внуково мы с ним 
                      проговорили. Трудно, конечно, вспомнить подробности той 
                      беседы. Говорил он, что их четверо наших в Остафьево. Ещё 
                      Худобердин, Петров, Горюнов. Очень много рассказывал о специфике 
                      полётов за границу. Тогда это было для меня в диковинку, 
                      любая мелочь интересовала. Его отозвали с отпуска, т.к. 
                      надо было лететь в Африку штатным экипажем. Старались посторонних 
                      в экипаж не брать. В ответственные командировки. Только 
                      своих, проверенных. После самолёта мы вместе сели в автобус-экспресс 
                      до Домодедово, оттуда у нас с женой был рейс во Владик. 
                      А Валера попросил водителя и вышел раньше, у сворота на 
                      Остафьево. Больше я его не встречал. Ещё перед выходом из 
                      автобуса он мне показал большой дом слева от МКАД, т.е. 
                      в Москве уже, где на тот момент проживал его брат, летавший 
                      бортинженером на Ил-62. 
                     
                      Долго не решался написать подробности его гибели, т.к. не 
                      помню – кто мне это рассказал. Когда узнал, что Васильев 
                      похоронен в братской могиле на Щербинке, понял, что моя 
                      инфа близка к истине. 
                     
                      Тогда, в 70-80-е годы в Адене (Южный Йемен) у СССР была 
                      база снабжения нашего флота в Индийском океане. Мореманов 
                      там было много ну и (всякое бывает) бывали летальные случаи 
                      по разным причинам. Груз 200 надо было как-то родственникам 
                      доставлять, лучшим вариантом была авиация ВМФ. И вот где-то 
                      весной 1980 года (если меня верно проинформировали) экипаж 
                      Ан-12, куда входил и наш Васильев, выполнял эту скорбную 
                      миссию. Без дозаправки до Союза они не доходили. Аэродромом 
                      дозаправки был назначен Пешавар (Пакистан), оттуда - в Ташкент, 
                      там граница и таможня. В Пешаваре категорически запрещалась 
                      ночёвка. Может, валюты на это не выделяли, может, особисты 
                      не хотели лишних контактов экипажа с местным населением 
                      и с возможными спецслужбами. Скорее всего, и то и другое. 
                      Надо помнить, что уже произошёл ввод советских войск в Афганистан, 
                      а в Пакистане это почему-то не вызвало радости. По трассе 
                      от Пешавара на Ташкент стояли «засветки», по-хорошему надо 
                      было «отбивать» вылет до утра. Но экипажу пришлось пойти 
                      на грозу. Всё осложнялось тем, что пролёт был строго по 
                      трассе, которая проходила между авиационным и артиллерийским 
                      полигоном. Шаг влево, шаг вправо – расстрел. И, конечно, 
                      советскому экипажу не позволили уйти с трассы. Ну а дальше 
                      – как в песне: «только который в гробу - ничего».  
                     
                    Анатолий 
                      Захаров. 04.11.2008г. 
                  
                     |