17.
Последняя встреча
Так
получилось, что после окончания училища судьба свела меня
с нашим бывшим однокашником Васильевым Валерой два раза.
Первая встреча произошла весной 1977 года на аэродроме Борисполь.
Я летал праваком на Ту-134. Маршрут был регулярный: «Ворошиловград
– Борисполь - Ворошиловград». Без заправки в Борисполе.
Прилетели, пассажиры вышли, а мы - назад. Но перед этим
надо было зайти на метео и к диспетчеру. Вот я и пошёл как
самый молодой. По пути увидел Ан-12 «под флагом». Около
него на травке расположилась «группа бойцов» без знаков
отличия.
Меня
поразил их «крутой» загар. И их взгляды – мороз по коже,
когда проходил мимо. Пришёл к диспетчеру – там экипаж в
форме ГВФ. И тут меня кто-то окликает. Валера Васильев –
в аэрофлотовской форме, правак с этого Ан-12. Проходят таможню-границу,
возвращаясь из Анголы в Москву. Там же, в Анголе осень в
этот момент была, «ребятишки» загорели летом за время командировки.
Как Валера сказал – это мы спецназ везём после их задания.
Наш Ту-134 раньше ушёл, расстались мы быстро.
Вторая встреча тоже на аэродроме произошла, точнее в аэропорту
Ворошиловграда в мае 1979 года. Я с женой в отпуск летел
через Москву во Владивосток. А он до Москвы, с отпуска на
службу вызывали. Тут только я узнал, что он – ворошиловградский
(луганский парень), мама у него там жила на тот момент.
Я ещё спросил – что же ты ни разу к нам в ВВВАУШ не пришёл,
нас же здесь больше десятка – выпускников БВВАУЛ-75. Он
сказал, что спросил в комендатуре, ему сказали – что нет
таких. А комендатура в другом конце города была. Настойчивости
не проявил. Видимо не искал встречи. У нас оказались билеты
на один самолёт, Валера попросил моего соседа сесть на его
место, а сам подсел к нам. Всю дорогу до Внуково мы с ним
проговорили. Трудно, конечно, вспомнить подробности той
беседы. Говорил он, что их четверо наших в Остафьево. Ещё
Худобердин, Петров, Горюнов. Очень много рассказывал о специфике
полётов за границу. Тогда это было для меня в диковинку,
любая мелочь интересовала. Его отозвали с отпуска, т.к.
надо было лететь в Африку штатным экипажем. Старались посторонних
в экипаж не брать. В ответственные командировки. Только
своих, проверенных. После самолёта мы вместе сели в автобус-экспресс
до Домодедово, оттуда у нас с женой был рейс во Владик.
А Валера попросил водителя и вышел раньше, у сворота на
Остафьево. Больше я его не встречал. Ещё перед выходом из
автобуса он мне показал большой дом слева от МКАД, т.е.
в Москве уже, где на тот момент проживал его брат, летавший
бортинженером на Ил-62.
Долго не решался написать подробности его гибели, т.к. не
помню – кто мне это рассказал. Когда узнал, что Васильев
похоронен в братской могиле на Щербинке, понял, что моя
инфа близка к истине.
Тогда, в 70-80-е годы в Адене (Южный Йемен) у СССР была
база снабжения нашего флота в Индийском океане. Мореманов
там было много ну и (всякое бывает) бывали летальные случаи
по разным причинам. Груз 200 надо было как-то родственникам
доставлять, лучшим вариантом была авиация ВМФ. И вот где-то
весной 1980 года (если меня верно проинформировали) экипаж
Ан-12, куда входил и наш Васильев, выполнял эту скорбную
миссию. Без дозаправки до Союза они не доходили. Аэродромом
дозаправки был назначен Пешавар (Пакистан), оттуда - в Ташкент,
там граница и таможня. В Пешаваре категорически запрещалась
ночёвка. Может, валюты на это не выделяли, может, особисты
не хотели лишних контактов экипажа с местным населением
и с возможными спецслужбами. Скорее всего, и то и другое.
Надо помнить, что уже произошёл ввод советских войск в Афганистан,
а в Пакистане это почему-то не вызвало радости. По трассе
от Пешавара на Ташкент стояли «засветки», по-хорошему надо
было «отбивать» вылет до утра. Но экипажу пришлось пойти
на грозу. Всё осложнялось тем, что пролёт был строго по
трассе, которая проходила между авиационным и артиллерийским
полигоном. Шаг влево, шаг вправо – расстрел. И, конечно,
советскому экипажу не позволили уйти с трассы. Ну а дальше
– как в песне: «только который в гробу - ничего».
Анатолий
Захаров. 04.11.2008г.
|