18 ноября
2006 года посмотрел по 1-му каналу (16:20--18:00) передачу
с участием трёх президентов непризнанных государств: Южной
Осетии, Абхазии и Приднестровья. Особенно интересно мне
было снова увидеть Смирнова Игоря Николаевича, бывшего
директора завода «Молдавэзолит» (а может другого завода,
сейчас уже могу ошибиться).
Вспомнил,
как на Рождество, 7 января 1992 года в Тирасполе на аэродроме,
в кабинете нашего командира части Смирнов пытался добиться
от нас конкретного ответа – на чьей мы стороне. Необходимо
сказать, что в это время СССР уже развалился, и советскую
армию буквально растаскивали. Для убедительности он достал
ПМ, а рядом находились два его вооружённых телохранителя.
Наши тогда немного опешили, а я возьми да и скажи: «Да
кто больше заплатит, за того и пойдём». Он внимательно
посмотрел на меня, спрятал «пушку», и далее наш разговор
пошёл уже в более спокойном тоне.
Тогда
на стороне Приднестровья были Руцкой (БВВАУЛ-71), Хасбулатов.
Я был в командировке в декабре 1991 года в Азербайджане
и Грузии, Руцкой был в этом же кабинете, и на доске мелом
набросал схему государственного устройства ПМР. Я видел
эту схему спустя месяц, наш командир долго не стирал эти
записи. Много добровольцев из Приднестровья были в Москве
в октябре 1993 года, на стороне Верховного Совета. История
могла пойти по-другому, если бы они победили.
Про Смирнова
у меня ничего не осталось, кроме воспоминаний. Вряд ли
и он сейчас вспомнит меня, - он тогда чуть выпимши был,
- Рождество всё-таки. А вот об Александре Ивановиче Лебеде
мне напоминает его автограф на брошюре, выпущенной в Тирасполе.
Я не помню, написал ли он книгу «За державу обидно», но
глава с интригующим заголовком «Спектакль назывался путч»,
входила в эту книгу. Вроде, всё-таки, книгу он написал,
но, я её - не видел. Автограф был поставлен в самолёте
прямо в полёте на высоте 5100 метров где-то на пути между
Киевом и Харьковом. Я на АН-26 вылетел из Тирасполя на
Воронеж. Лебедю надо было в Москву. Их, командующих, тогда
Грачёв собирал. Нам дали «добро» на Воронеж, так как аэродром
«Чкаловский» был закрыт, - там снег убирали со стоянок
и РД. Самолёт был забит нашим народом - после побывки
с семьями на службу в Воронеж возвращались. Через час
с небольшим после взлёта из Киева сообщили – «Москва открылась.
Какое будет решение?». Я подошёл к Лебедю посоветоваться,
а заодно и автограф у него попросил. Он с удовольствием
подписался, и дату поставил – «6.12.93». Супруга у него
такая улыбчивая, приятная женщина
Я потом
пожалел, что в Воронеже не подсел, а сразу на Москву пошёл.
Обычно в Воронеже мы проходили упрощённый таможенный контроль,
а в Чкаловском мне мозги основательно попарили. Да ещё
с нашей «оравой» я постеснялся на перрон зарулить, «поехал»
на дальнюю стоянку и «мурыжился» без транспорта. Ну ладно,
дело прошлое.