10 лет 
                        с небольшим отслужил я в 46 УАП Ворошиловградского штурманского 
                        училища. Дальнейший карьерный рост прекратился - было 
                        много местных достойных ребят. Как в том анекдоте: внучек 
                        спрашивает у дедушки – генерала – «А маршалом я буду?- 
                        Нет, дорогой, - у маршалов свои внуки есть». Самое большее, 
                        что мне «светило» - стать замполитом АЭ. «Сватали» меня 
                        на эту должность, но я категорически отказался и вскоре 
                        был включен в списки на замену в восточные округа нашей 
                        необъятной Родины. Кстати за мной на собеседование зашёл 
                        Коля Захаров - однокашник. «Мы вам по-хорошему советуем 
                        не отказываться, как это сделал ваш однофамилец» - сказал 
                        начальник политотдела. И Николай дал согласие стать замполитом 
                        АЭ. Сейчас, с высоты прожитых лет воспринимаю этот перевод 
                        как подарок судьбы, и благодарен тогдашнему начальнику 
                        политотдела училища Герфанову Саифу Исмаиловичу, - он 
                        дал команду отправить меня куда подальше, в конечном итоге, 
                        избавив от необходимости принимать присягу на верность 
                        «самостийной» Украине (хотя ничего не имею против Украины 
                        как государства и тем более украинского народа). Претит 
                        сама идея 2 раза присягать по сути одной и той же Родине. 
                        Но это было 5 лет позже. Был ещё один нюанс - для кого-то 
                        может и незначительный. Дело в том, что курсант-лётчик 
                        и курсант-штурман - это две большие разницы, как говорят 
                        в Одессе. Помню, как на 6-й день после первого самостоятельного 
                        вылета, т.е. 12.07.73 я приземлился под углом к оси ВПП 
                        и правым подвесным баком Л-29 разбил боковую ограничительную 
                        призму. Летчик-инструктор Оськин Юрий Александрович справедливо 
                        отстранил меня от полётов на 3 дня. Для меня тогда это 
                        была трагедия. А курсанты-штурманы буквально с восторгом 
                        воспринимали такое отстранение и по большей части не изъявляли 
                        желания летать. Естественно и учить таких будущих навигаторов 
                        пропадало желание. Итак, в мае 1986 я прибыл в Иркутск 
                        и был направлен в гарнизон Белая на самолеты Ан-30. Переучивание 
                        с Ан-26Ш на Ан-30Б много времени не потребовало (пригодилась 
                        отличная подготовка в училище) и уже через 3 недели убыл 
                        в длительную командировку на Дальний Восток. Немного хотелось 
                        бы рассказать об этой специфичной авиации. По моим данным 
                        буквально единицы барнаульцев летали на Ан-30, хотя на 
                        вооружении ВВС они с начала 70-х годов.
                      Во время 
                        Великой Отечественной войны в 1942-1944г.г. были сформированы 
                        3 отдельные дальнеразведывательные авиаэскадрильи. С момента 
                        образования и до распада Советского Союза две из них не 
                        меняли место дислокации: Красноярск и Черновцы. А вот 
                        первой по моменту образования выпала судьба стать «кочующей» 
                        эскадрильей. С мая 1986 года и по май 1998 года в ней 
                        довелось послужить и мне (с перерывом на Афганистан в 
                        1988-89 г.г., но и там я летал на Ан-30). Эскадрилья была 
                        сформирована 10.03.42г. в Бузулуке, и сразу переброшена 
                        в Клязьму (1942-45г.г). Далее: Рига (1945-49г.г), Троицк 
                        (1949-50г.г), На Урале АЭ не задержалась, и в 1950 г. 
                        была переброшена в Нерчинск (1950-58 г.г) Далее – Чита 
                        (1958-59г.г), Домна (1959-70г.г). 
                      «Золотой» 
                        страницей в истории части был вписан Братск (1970-84 г.г.) 
                        Жили в нормальных городских квартирах, с тройными рамами 
                        на окнах, с бесперебойной подачей горячей воды и пр. Базировались 
                        на аэродроме вместе с Аэрофлотом со всеми вытекающими 
                        отсюда прелестями. Личный состав получал неплохие «северные» 
                        надбавки. Как говорится, сыт, пьян и нос в табаке. Долго 
                        так не могло продолжаться. Как писал наш Лутковский Александр 
                        в своих воспоминаниях «Тот самый Дудаев» - у них были 
                        хорошие отношения со своими соседями – АЭ ПВО Ту-128 на 
                        Белой. Совсем другое отношение было к этому соседству 
                        у командования ВВС и ПВО. В итоге в октябре 1984 года 
                        была выполнена «рокировочка» - Ан-30 переехали в Белую, 
                        и мы с головой окунулись в гарнизонную жизнь. Холодная 
                        вода не всегда была, не то, что горячая. Та же Иркутская 
                        область, но уже без северных надбавок – юг все-таки. В 
                        ДОС-ах холоднее, чем в городских квартирах. А тут ещё 
                        подоспел небезызвестный приказ Министра Обороны – о заменах. 
                        Он вступил в силу с 1.01.85г. И начали составляться списки 
                        на замену в западные округа. У народа возникло «чемоданное» 
                        настроение, в целом, конечно, свойственное военному люду. 
                        Особенную проблему у командира АЭ вызывало желание штурманов 
                        «слинять» на Запад. Надо сказать, что не всегда хороший 
                        штурман-«трассовик» осваивал аэрофотосъемочное дело, подготовка 
                        их требовала времени и затрат. С лётчиками, другими специалистами 
                        было проще. С мая 1986 года, как я попал в Белую, я оказался 
                        в атмосфере грядущего переезда. И в итоге в июле 1989 
                        года ОДРАЭ попала в Тирасполь, то есть вернулась в Европу 
                        спустя 40 лет. Кто же знал, что через 2,5 года этот регион 
                        станет ближним зарубежьем. Начнутся события, получившие 
                        название Приднестровского конфликта. И только решительные 
                        действия такой неординарной личности как генерал Лебедь 
                        Александр Иванович предотвратили большую войну. Кстати, 
                        попали мы в Тирасполь, можно сказать, случайно. До 1989 
                        года здесь размещался штаб авиадивизии и полк Миг-29. 
                        Ещё 2 полка были в Лиманском (ныне Украина) и в Маркулешты 
                        (ныне Молдова). 
                      В советские 
                        времена Тирасполь называли авиационным раем. На службу 
                        можно было ездить на троллейбусе. Проблема была как раз 
                        в размещении ВПП практически в черте города. При МКпос=341 
                        и МКвзл=161 самолёты пролетали над административным центром 
                        Тирасполя на малой высоте. И во времена перестройки горожане 
                        добились своего - полк МИГ-29 убрали из Тирасполя. Авиаэскадрилья 
                        АН-30 заполнила образовавшийся вакуум. В 1992 году Молдова 
                        имела полк Миг-29 (аэродром Маркулешты), которые частично 
                        использовались в боевых действиях (потом были проданы 
                        - не по силам Молдове содержать такие самолёты), а в Тирасполе 
                        не раз пожалели, что остались без боевой авиации по собственной 
                        инициативе. Пытались использовать Ан-30 для разведки, 
                        даже некоторые «горячие» головы прикидывали, как загрузить 
                        наш самолет бомбами. Но после того, как Ан-30 командира 
                        части на предельно малой высоте был обстрелян из «Калашникова», 
                        выполнил аварийную посадку на одном двигателе и экипаж 
                        чудом остался жив, от нас отстали. Значительную роль сыграл 
                        Указ Президента РФ от 1.04 92 «О переводе 14-й гвардейской 
                        армии, воинских и учреждений Вооруженных Сил бывшего СССР, 
                        находящихся на территории Республики Молдова и не вошедших 
                        в состав её собственных вооруженных сил, под юрисдикцию 
                        России с подчинением их Главнокомандующему ОВС СНГ. Уполномоченным 
                        представителем РФ по вопросам пребывания войск на территории 
                        Республики Молдова назначен генерал-полковник Владимир 
                        Семёнов» После этого Указа к нам перестали приезжать «вербовщики» 
                        из Одессы, из 5-й ВА (уговаривали нас принять украинскую 
                        присягу). Постепенно напряженность в регионе нарастала, 
                        в воздухе запахло порохом. В канун 51-й годовщины нападения 
                        фашистской Германии на Советский Союз власти Молдовы устроили 
                        вооружённую провокацию в соседнем с Тирасполем г. Бендеры.
                       В этих 
                        условиях многие начали «посматривать» на громадные запасы 
                        вооружения, складированные на территории Приднестровской 
                        Молдавской Республики и принадлежавшие 14-й армии (и не 
                        только «посматривали»). Кое-как мы добились от командования 
                        выдать на руки хотя бы пистолеты, с которыми не расставались 
                        ни на службе, ни дома. А как ещё защитить себя и свою 
                        семью в городе, напичканном непонятными вооруженными формированиями? 
                        Здесь хотелось бы отметить поистине братскую помощь украинских 
                        коллег. В самые тяжёлые дни на аэродром Лиманское были 
                        вывезены наши семьи, где им было обеспечено в течение 
                        трёх недель довольно сносное проживание и бесплатное питание 
                        по лётному пайку. Не знаю, на каком уровне решался вопрос 
                        об этом. Вряд ли на государственном. Скорее всего, сработало 
                        чувство авиационного братства. 
                      4.7.92г. 
                        в «Российской газете» было опубликовано «Постановление 
                        Правительства» Российской Федерации от 20.06.92г. №407 
                        «О мерах по пресечению действий против Вооруженных Сил 
                        Российской Федерации». Вскоре к нам на аэродром прилетел 
                        «скальпель» - Ил-76. На нём прибыл «полковник Гусев», 
                        который оказался генералом Лебедь и местным «бузотёрам» 
                        совсем не товарищ. В частности по установкам «Град», подготовленным 
                        для уничтожения Тирасполя был нанесён удар артиллерии, 
                        настолько точный, что дома в селе Кицканы, на окраине 
                        которого были развернуты позиции «Града», не пострадали. 
                        Александр Иванович одним своим голосом останавливал войну. 
                        Он стал национальным героем простого приднестровского 
                        народа (но не понравился местным властям - были на то 
                        причины).
                       Позже 
                        и мне посчастливилось с ним познакомиться поближе. Непосредственно 
                        наша часть ему не подчинялась, но он был начальник Тираспольского 
                        гарнизона, и мы помогали друг другу. Наша основная помощь 
                        – быстренько до Москвы подбросить или (и такое бывало) 
                        «груз 200» в последний путь отвезти. С 01.07.92 нам ввели 
                        полуторные оклады в российских рублях и выслугу «полуторную» 
                        для наземного состава. Кстати первую «наличку» для вновь 
                        образованного полевого банка перевозили на нашем самолете 
                        из Москвы в Тирасполь. Сколько там было неденоминированных 
                        российских рублей - я так и не понял, но по весу не менее 
                        полутоны бумажных купюр, сопровождали четверо вооруженных 
                        офицеров. А под утро после посадки на аэродроме в Тирасполе 
                        нас встретили БТРы, сразу окружили самолёт и забрали ценный 
                        груз. Потом наладились рейсы «почтовика» Ил-18 со Чкаловской, 
                        раз в неделю. Наши самолёты стали меньше использовать 
                        в интересах 14-й армии. Долго в Приднестровье служить 
                        не пришлось. Фактически это был анклав, отделённый от 
                        России территорией Украины. Вертолётной АЭ, делившей с 
                        нами аэродром это было «по барабану», но мы же «стратеги». 
                        Только при полёте по «коробочке» мы не пересекали госграницу 
                        Украины. А уже учебный часовой маршрут неоднократно нарушал 
                        воздушное пространство сопредельных государств. Заявки 
                        на перелеты по воздушным трассам надо было и в Киеве согласовывать, 
                        а нам и московских военных бюрократов вполне хватало. 
                        По большому счету наш командир заранее предвидел такую 
                        ситуацию ещё с начала 1992 года (или даже раньше) и зондировал 
                        почву на предмет передислокации АЭ на территорию России. 
                        В начале февраля 1993 года было принято решение о переводе 
                        в Воронеж (основной вариант был Анапа, а Воронеж - резервный). 
                        Главком выделил «транспортники» Ан-22 и Ил-76 и перебазирование 
                        было выполнено воздушным эшелоном. 
                      С 16 марта 
                        1993 года и до расформирования в 1998 году АЭ получила 
                        воронежскую прописку. Следует сказать, что в эти годы, 
                        когда налёт лётчиков в других частях стремился к нулю, 
                        наша часть выполняла большой объём задач. «Летели мы - 
                        куда пошлют, а посылали часто». У меня в 1994 году налёт 
                        составил 411 часов (личный рекорд) - в советские времена 
                        столько не налётывал. До октября 1994 года наш Ан-26 (я 
                        летал на нём по совместительству с Ан-30) выполнял регулярные 
                        рейсы (раз в неделю) в Тирасполь - там оставались семьи. 
                        Личный состав называл такие полёты «сексрейсами». Затем 
                        с помощью того же Лебедя А.И. основной костяк АЭ получили 
                        квартиры в Воронеже (совершили обмен между КЭЧ Тирасполя 
                        и Воронежа) и полёты в Тирасполь практически прекратились. 
                        
                      Увидел 
                        фото своих однокашников в день 20-летия выпуска - 17.10.95г. 
                        Я в этот день с экипажем выполнял перелёт в Таджикистан 
                        в трёхмесячную командировку, «корячился», пытаясь совершить 
                        посадку в Душанбе при жестком метеоминимуме и в итоге 
                        пришлось уйти на запасной в Ташкент. По большому счёту 
                        в день 20-летия выпуска чудом остался жив. Благодарен 
                        судьбе - за 12 лет службы в «аэрофотосъёмке» побывал в 
                        таких местах, где никогда бы не летал, оставаясь в вузовской 
                        системе. Жаль - архивов мало - многие документы, фото 
                        шли под грифом. Достаточно сказать, что во время аэрофотосъёмки 
                        нам дозволялось подходить к госгранице до 3-5 км, не пересекая 
                        её. И далеко не везде и не всегда можно было пользоваться 
                        своим фотоаппаратом.
                      23.06 
                        - 28.07.05г. Анатолий Захаров.