10 лет
с небольшим отслужил я в 46 УАП Ворошиловградского штурманского
училища. Дальнейший карьерный рост прекратился - было
много местных достойных ребят. Как в том анекдоте: внучек
спрашивает у дедушки – генерала – «А маршалом я буду?-
Нет, дорогой, - у маршалов свои внуки есть». Самое большее,
что мне «светило» - стать замполитом АЭ. «Сватали» меня
на эту должность, но я категорически отказался и вскоре
был включен в списки на замену в восточные округа нашей
необъятной Родины. Кстати за мной на собеседование зашёл
Коля Захаров - однокашник. «Мы вам по-хорошему советуем
не отказываться, как это сделал ваш однофамилец» - сказал
начальник политотдела. И Николай дал согласие стать замполитом
АЭ. Сейчас, с высоты прожитых лет воспринимаю этот перевод
как подарок судьбы, и благодарен тогдашнему начальнику
политотдела училища Герфанову Саифу Исмаиловичу, - он
дал команду отправить меня куда подальше, в конечном итоге,
избавив от необходимости принимать присягу на верность
«самостийной» Украине (хотя ничего не имею против Украины
как государства и тем более украинского народа). Претит
сама идея 2 раза присягать по сути одной и той же Родине.
Но это было 5 лет позже. Был ещё один нюанс - для кого-то
может и незначительный. Дело в том, что курсант-лётчик
и курсант-штурман - это две большие разницы, как говорят
в Одессе. Помню, как на 6-й день после первого самостоятельного
вылета, т.е. 12.07.73 я приземлился под углом к оси ВПП
и правым подвесным баком Л-29 разбил боковую ограничительную
призму. Летчик-инструктор Оськин Юрий Александрович справедливо
отстранил меня от полётов на 3 дня. Для меня тогда это
была трагедия. А курсанты-штурманы буквально с восторгом
воспринимали такое отстранение и по большей части не изъявляли
желания летать. Естественно и учить таких будущих навигаторов
пропадало желание. Итак, в мае 1986 я прибыл в Иркутск
и был направлен в гарнизон Белая на самолеты Ан-30. Переучивание
с Ан-26Ш на Ан-30Б много времени не потребовало (пригодилась
отличная подготовка в училище) и уже через 3 недели убыл
в длительную командировку на Дальний Восток. Немного хотелось
бы рассказать об этой специфичной авиации. По моим данным
буквально единицы барнаульцев летали на Ан-30, хотя на
вооружении ВВС они с начала 70-х годов.
Во время
Великой Отечественной войны в 1942-1944г.г. были сформированы
3 отдельные дальнеразведывательные авиаэскадрильи. С момента
образования и до распада Советского Союза две из них не
меняли место дислокации: Красноярск и Черновцы. А вот
первой по моменту образования выпала судьба стать «кочующей»
эскадрильей. С мая 1986 года и по май 1998 года в ней
довелось послужить и мне (с перерывом на Афганистан в
1988-89 г.г., но и там я летал на Ан-30). Эскадрилья была
сформирована 10.03.42г. в Бузулуке, и сразу переброшена
в Клязьму (1942-45г.г). Далее: Рига (1945-49г.г), Троицк
(1949-50г.г), На Урале АЭ не задержалась, и в 1950 г.
была переброшена в Нерчинск (1950-58 г.г) Далее – Чита
(1958-59г.г), Домна (1959-70г.г).
«Золотой»
страницей в истории части был вписан Братск (1970-84 г.г.)
Жили в нормальных городских квартирах, с тройными рамами
на окнах, с бесперебойной подачей горячей воды и пр. Базировались
на аэродроме вместе с Аэрофлотом со всеми вытекающими
отсюда прелестями. Личный состав получал неплохие «северные»
надбавки. Как говорится, сыт, пьян и нос в табаке. Долго
так не могло продолжаться. Как писал наш Лутковский Александр
в своих воспоминаниях «Тот самый Дудаев» - у них были
хорошие отношения со своими соседями – АЭ ПВО Ту-128 на
Белой. Совсем другое отношение было к этому соседству
у командования ВВС и ПВО. В итоге в октябре 1984 года
была выполнена «рокировочка» - Ан-30 переехали в Белую,
и мы с головой окунулись в гарнизонную жизнь. Холодная
вода не всегда была, не то, что горячая. Та же Иркутская
область, но уже без северных надбавок – юг все-таки. В
ДОС-ах холоднее, чем в городских квартирах. А тут ещё
подоспел небезызвестный приказ Министра Обороны – о заменах.
Он вступил в силу с 1.01.85г. И начали составляться списки
на замену в западные округа. У народа возникло «чемоданное»
настроение, в целом, конечно, свойственное военному люду.
Особенную проблему у командира АЭ вызывало желание штурманов
«слинять» на Запад. Надо сказать, что не всегда хороший
штурман-«трассовик» осваивал аэрофотосъемочное дело, подготовка
их требовала времени и затрат. С лётчиками, другими специалистами
было проще. С мая 1986 года, как я попал в Белую, я оказался
в атмосфере грядущего переезда. И в итоге в июле 1989
года ОДРАЭ попала в Тирасполь, то есть вернулась в Европу
спустя 40 лет. Кто же знал, что через 2,5 года этот регион
станет ближним зарубежьем. Начнутся события, получившие
название Приднестровского конфликта. И только решительные
действия такой неординарной личности как генерал Лебедь
Александр Иванович предотвратили большую войну. Кстати,
попали мы в Тирасполь, можно сказать, случайно. До 1989
года здесь размещался штаб авиадивизии и полк Миг-29.
Ещё 2 полка были в Лиманском (ныне Украина) и в Маркулешты
(ныне Молдова).
В советские
времена Тирасполь называли авиационным раем. На службу
можно было ездить на троллейбусе. Проблема была как раз
в размещении ВПП практически в черте города. При МКпос=341
и МКвзл=161 самолёты пролетали над административным центром
Тирасполя на малой высоте. И во времена перестройки горожане
добились своего - полк МИГ-29 убрали из Тирасполя. Авиаэскадрилья
АН-30 заполнила образовавшийся вакуум. В 1992 году Молдова
имела полк Миг-29 (аэродром Маркулешты), которые частично
использовались в боевых действиях (потом были проданы
- не по силам Молдове содержать такие самолёты), а в Тирасполе
не раз пожалели, что остались без боевой авиации по собственной
инициативе. Пытались использовать Ан-30 для разведки,
даже некоторые «горячие» головы прикидывали, как загрузить
наш самолет бомбами. Но после того, как Ан-30 командира
части на предельно малой высоте был обстрелян из «Калашникова»,
выполнил аварийную посадку на одном двигателе и экипаж
чудом остался жив, от нас отстали. Значительную роль сыграл
Указ Президента РФ от 1.04 92 «О переводе 14-й гвардейской
армии, воинских и учреждений Вооруженных Сил бывшего СССР,
находящихся на территории Республики Молдова и не вошедших
в состав её собственных вооруженных сил, под юрисдикцию
России с подчинением их Главнокомандующему ОВС СНГ. Уполномоченным
представителем РФ по вопросам пребывания войск на территории
Республики Молдова назначен генерал-полковник Владимир
Семёнов» После этого Указа к нам перестали приезжать «вербовщики»
из Одессы, из 5-й ВА (уговаривали нас принять украинскую
присягу). Постепенно напряженность в регионе нарастала,
в воздухе запахло порохом. В канун 51-й годовщины нападения
фашистской Германии на Советский Союз власти Молдовы устроили
вооружённую провокацию в соседнем с Тирасполем г. Бендеры.
В этих
условиях многие начали «посматривать» на громадные запасы
вооружения, складированные на территории Приднестровской
Молдавской Республики и принадлежавшие 14-й армии (и не
только «посматривали»). Кое-как мы добились от командования
выдать на руки хотя бы пистолеты, с которыми не расставались
ни на службе, ни дома. А как ещё защитить себя и свою
семью в городе, напичканном непонятными вооруженными формированиями?
Здесь хотелось бы отметить поистине братскую помощь украинских
коллег. В самые тяжёлые дни на аэродром Лиманское были
вывезены наши семьи, где им было обеспечено в течение
трёх недель довольно сносное проживание и бесплатное питание
по лётному пайку. Не знаю, на каком уровне решался вопрос
об этом. Вряд ли на государственном. Скорее всего, сработало
чувство авиационного братства.
4.7.92г.
в «Российской газете» было опубликовано «Постановление
Правительства» Российской Федерации от 20.06.92г. №407
«О мерах по пресечению действий против Вооруженных Сил
Российской Федерации». Вскоре к нам на аэродром прилетел
«скальпель» - Ил-76. На нём прибыл «полковник Гусев»,
который оказался генералом Лебедь и местным «бузотёрам»
совсем не товарищ. В частности по установкам «Град», подготовленным
для уничтожения Тирасполя был нанесён удар артиллерии,
настолько точный, что дома в селе Кицканы, на окраине
которого были развернуты позиции «Града», не пострадали.
Александр Иванович одним своим голосом останавливал войну.
Он стал национальным героем простого приднестровского
народа (но не понравился местным властям - были на то
причины).
Позже
и мне посчастливилось с ним познакомиться поближе. Непосредственно
наша часть ему не подчинялась, но он был начальник Тираспольского
гарнизона, и мы помогали друг другу. Наша основная помощь
– быстренько до Москвы подбросить или (и такое бывало)
«груз 200» в последний путь отвезти. С 01.07.92 нам ввели
полуторные оклады в российских рублях и выслугу «полуторную»
для наземного состава. Кстати первую «наличку» для вновь
образованного полевого банка перевозили на нашем самолете
из Москвы в Тирасполь. Сколько там было неденоминированных
российских рублей - я так и не понял, но по весу не менее
полутоны бумажных купюр, сопровождали четверо вооруженных
офицеров. А под утро после посадки на аэродроме в Тирасполе
нас встретили БТРы, сразу окружили самолёт и забрали ценный
груз. Потом наладились рейсы «почтовика» Ил-18 со Чкаловской,
раз в неделю. Наши самолёты стали меньше использовать
в интересах 14-й армии. Долго в Приднестровье служить
не пришлось. Фактически это был анклав, отделённый от
России территорией Украины. Вертолётной АЭ, делившей с
нами аэродром это было «по барабану», но мы же «стратеги».
Только при полёте по «коробочке» мы не пересекали госграницу
Украины. А уже учебный часовой маршрут неоднократно нарушал
воздушное пространство сопредельных государств. Заявки
на перелеты по воздушным трассам надо было и в Киеве согласовывать,
а нам и московских военных бюрократов вполне хватало.
По большому счету наш командир заранее предвидел такую
ситуацию ещё с начала 1992 года (или даже раньше) и зондировал
почву на предмет передислокации АЭ на территорию России.
В начале февраля 1993 года было принято решение о переводе
в Воронеж (основной вариант был Анапа, а Воронеж - резервный).
Главком выделил «транспортники» Ан-22 и Ил-76 и перебазирование
было выполнено воздушным эшелоном.
С 16 марта
1993 года и до расформирования в 1998 году АЭ получила
воронежскую прописку. Следует сказать, что в эти годы,
когда налёт лётчиков в других частях стремился к нулю,
наша часть выполняла большой объём задач. «Летели мы -
куда пошлют, а посылали часто». У меня в 1994 году налёт
составил 411 часов (личный рекорд) - в советские времена
столько не налётывал. До октября 1994 года наш Ан-26 (я
летал на нём по совместительству с Ан-30) выполнял регулярные
рейсы (раз в неделю) в Тирасполь - там оставались семьи.
Личный состав называл такие полёты «сексрейсами». Затем
с помощью того же Лебедя А.И. основной костяк АЭ получили
квартиры в Воронеже (совершили обмен между КЭЧ Тирасполя
и Воронежа) и полёты в Тирасполь практически прекратились.
Увидел
фото своих однокашников в день 20-летия выпуска - 17.10.95г.
Я в этот день с экипажем выполнял перелёт в Таджикистан
в трёхмесячную командировку, «корячился», пытаясь совершить
посадку в Душанбе при жестком метеоминимуме и в итоге
пришлось уйти на запасной в Ташкент. По большому счёту
в день 20-летия выпуска чудом остался жив. Благодарен
судьбе - за 12 лет службы в «аэрофотосъёмке» побывал в
таких местах, где никогда бы не летал, оставаясь в вузовской
системе. Жаль - архивов мало - многие документы, фото
шли под грифом. Достаточно сказать, что во время аэрофотосъёмки
нам дозволялось подходить к госгранице до 3-5 км, не пересекая
её. И далеко не везде и не всегда можно было пользоваться
своим фотоаппаратом.
23.06
- 28.07.05г. Анатолий Захаров.