2.
Не оставляй тормоза на конец полосы, а…
Это
произошло на четвёртом курсе, при выполнении Госэкзаменов
по лётной подготовке. Зная пословицу с первого курса, пришлось
по своей вине убедиться в её правоте ещё раз.
«ГОС-ы» для нас выглядели довольно просто
- надо было выполнить два полёта по кругу самостоятельно
и контрольный полёт с инструктором (проверяющим) в зону
по приборам. При полёте по кругу помимо всех элементов,
главное - оценивали качество посадки. Мы сдавали экзамены
первые, обстановка была спокойная, никакого ажиотажа не
наблюдалось вообще.
В день предварительной подготовки, уже
после обеда, увидел плановую таблицу - запланировали Як-28
«Лотос», штурман – ст. лейтенант Высота (наш штурман звена).
В общем, всё как обычно.
Утром – подъём, завтрак и на аэродром… Небо
серое, слабый дождик... На аэродроме сразу предупредили,
что полёты на час переносятся из-за дождя. Никаких изменений
нет, только тренаж получился в два раза длинней. Пришли
на ЦЗТ, все сразу пошли по своим самолётам. В то время бортов
было так много, что на каждый самолёт пришлось не больше
двух курсантов. Хожу, ищу свой борт – нигде нет. Пока прошли
тренажи в экипаже, потом снова «возобновил» поиск. Спросил
техника звена, тот сказал – «Сейчас будет, не волнуйся…»
И с этим пошли на предполётные указания.
Председателем Комиссии по ЛП был моложавый,
симпатичный полковник (кажется зам. комдива с Черняховской
дивизии). Но его так «окружили вниманием», что он не выдержал
и сказал: «Поставьте стол напротив посадочного «Т», связь,
плановую таблицу и больше ни души что бы рядом не было!»
Во время предполётных указаний прозвучала такая фраза: «В
связи с тем, что ВПП мокрая - всем выполнять сруливание
в крайнюю РД (а не как обычно в предпоследнюю). Это тоже
сыграло свою роль для меня.
Закончили предполётные, и по самолётам! Вылет
у меня был через час, но всё равно пришёл пораньше и… -
опять не вижу своего борта. Тут уже техник звена подошёл
сам, отвел в сторону и говорит: «Маленькая проблема - самолёт
не раскачали как надо (сломалась или «скачка» или ещё что-то)
и мы не успеем вовремя раскачать». Лишнего топлива было
тонны полторы-две. В общем, решили не мучиться и лететь
в своё время, а на топливо «не смотреть». РУД-ы всё равно
под рукой. Пришёл штурман, в это время и самолёт со стоянки
прикатили. Так что всё пошло по плану. Запустили, капитан
Тимошенко показал кулак, и, мы спокойно порулили к ВПП.
Вырулив на полосу, действительно, увидел «одиноко сидящего
главного арбитра» за столом, запросил взлёт и, дальше пошло,
как учили.
К полосе подошёл так, что лучше трудно
было и мечтать, вспомнил и про вес самолёта и про ветер…»раскрутили»
колёса мягко-мягко, прямо напротив стола! Штурман от удовольствия
сказал с растяжкой: «О-О-тли-чнО! Прямо в тряпку!» Если
бы это было ВСЁ! Самое «смешное» было впереди. С хорошим
чувством «выполненного долга», мчались дальше… парашют,
торможение… я забыл, что освобождать надо в крайнюю РД,
и стал «моститься» как обычно на полётах в ту рулёжку, что
на 500 метров ближе. В это время, одна за другой, стали
поступать команды РП: «Освобождай полосу! Освобождай полосу!!!»,
и так раз 5-6! Проскакиваю РД, а т.к. скорость была почти
ничего, то вывел обороты за 90% и с разгоном мчусь к концу
ВПП. Естественно не рассчитал, в это время еще 2-3 команды
РП напомнил, что мне нужно освободить полосу… (я, честно
говоря, подумал в тот момент, что кто-то уже «въезжает в
хвост!») Ну, а так как скорость была уже далеко за 100,
я начал притормаживать, и заодно дал левую ногу, чтобы рулить
на край ВПП… Знание матчасти в тот момент из головы «улетучилось»
(при даче ноги и торможении одновременном, тормоза работают
не полностью!!!) Метров за 100 до конца ВПП, Высота спокойно
говорит: «Кажется, сейчас будем выкатываться…» И мы на скорости
50-60 км/час, при нейтральных педалях, «вылетаем» прямо
в стык между РД и ВПП, проехав по грунту метров 60, тихо
и спокойно останавливаемся…
Первая минута прошла в осознании того,
что всё закончилось… и ГОС-ы, и второй полёт по кругу точно,
и полёт по приборам, в общем – «полный...»
За крайней РД была небольшая низинка, что, в принципе, помогало
стоять, как «одинокому тополю на Плющихе» – вроде как отдыхаем!
А в это время уже борта три прорулило по 4-й РД, с чётким
поворотом головы в нашу сторону... Не знаю, что им в этот
момент приходило в голову, наверное – «не повезло…»
Ну, - думаю, - Всё! Конец лётной подготовки, экзамен сдал,
оценка – 2!!!
В это время старший лейтенант Высота спокойно говорит: «Ну
что? Порулим потихоньку…» Добавляю обороты …80 …85% и, сразу
же в эфире раздается команда: «Убери обороты! Выключи двигатели!»
Позывной не называется.
(На этой смене РП сидел там, где обычно
располагается ПРП, а ПРП в конце ВПП от нечего делать «отдыхает»
в СКП. Наверное, он и не видел, как мы выкатились, и в этот
момент был разбужен солдатиками. Вот и пошла эта команда!)
Хорошо, что сразу среагировал РП, видимо
зная, где мы «загораем»:
- Прекратите давать команды!!!
Тут уже я, понимая, что вроде как «рулить»
не запрещают, опять вывел обороты. Только «лотос» и на 90%
не хотел трогаться с места! И после того, как обороты дошли
до 95%, сначала нехотя, а потом всё резвей мы покатили опять
на РД. Спасибо экипажу какой-то «спарки» (они любезно уступили
дорогу) и мы, не останавливаясь, выскочили на РД. Я тогда
думал что всё класс, наверное, никто и не заметил. Но самое
смешное было то, что мокрая трава и большие обороты подняли
такое облако пара, что его было видно и в начале ВПП. Успокаивая
себя тем, что хоть не на буксире привезли на ЦЗТ, рулю с
опущенным ниже некуда настроением дальше. Однако на ЦЗТ
никто никак не реагировал на мой борт, техник осмотрел самолёт,
поставил парашют и… браво взял под козырек! Стоявший в «квадрате»
инструктор и наблюдавший только мою посадку, поднял большой
палец и улыбнулся, показывая, чтобы и вторая посадка прошла
также (не приведи господь!) Тут уже я нервно усмехнулся,
и …порулил к началу ВПП.
Второй круг мы слетали один в один как
первый (спасибо инструктору капитану Тимошенко Станиславу
Михайловичу – сумел он «вбить» в голову и посадку и способность
не реагировать «на разные мелочи»).
Опять в момент посадки штурман сказал те же слова (кстати,
он был немногословный в полёте, и перечисленный радиобмен
здесь, наверное, весь, что было сказано им в полёте и на
земле!)
Освободил ВПП, и, пока рулили на ЦЗТ, думал – что же сказать
инструктору, ведь УБЬЁТ сразу!!! (так испортить «Шефу» настроение
в такой день, надо ещё умудриться и то не получится). Зарулил.
Инструктор, не дожидаясь моего доклада, пожал руку и говорит:
«Молодец! Молодец! Пятерка однозначно!!! Не зря я вас все-таки
«порол» всё лето. Молодец!» Рядом стоявший штурман спокойно
улыбается и молчит. А «шеф», достав сигарету, подошёл на
край ЦЗТ. Тут уже я ничего не пойму. Думаю
- издевается что ли? Где же нормально, если все «брюхо»
в грязи!!! А он, про какую-то «пятерку» ???
Подхожу, и, не дойдя на всякий случай
шага два, тихо говорю: «Тут… это … Станислав Михайлович.
Я, в общем, немного выкатился. Ну, после первой посадки…»
Инструктор в ответ: «Да ладно, это мелочи - не ты первый
и не ты последний, подкрыльной стойкой? – ерунда!»
«Если бы подкрыльной…а то всеми четырьмя…»
– ответил я, опустив голову. Подошедший в это время штурман,
понимая, о чём разговор, опустив ЗШ на травку, добавил:
«Да нормально, Михалыч, всего то метров 100…»
Дальше была немая сцена…
Но надо было лететь второй полёт, поэтому постарался выбросить
всё из головы, чтобы не испортить и его. А в конце лётной
смены, переживая за результат полёта по кругу, на «высотке»
встретил майора Рурич Иван Ивановича. Прекрасно понимая,
что творится у меня на душе, отвёл меня в сторону и сказал:
«Саша, не бери в голову! Ты по большому счету не виноват.
Молодец, что отлетал оба полёта. А кто виноват – ты знаешь.
Нельзя в такой ситуации, так подавать команды».
Конечно, его слова здорово помогли, так
сказать «душу облегчили». Хотя прекрасно понимал, что команды
могут поступить любые – но решение должен правильное, принимать
только лётчик.
А за полёты по кругу «замкомдив» поставил
оценку «5». Видимо, он долго сомневался, что же ставить
(прекрасно понимая, где я «отдыхал» после первой посадки).
Иван Иванович сказал, что напротив моей фамилии стояла пятерка,
и, видимо, много раз обведенная ручкой, очень хорошо выделялась
в черновике, плюс три вопросительных знака рядом.
Так что правильно гласит народная мудрость…и
про «тормоза» тоже!!!
А.Жибров
|