Logos-z  Информационный Центр Александра Зигцара    
< главная | сайт 5-го потока Барнаульского ВВАУЛ | е-mail
  Жибров Александр

В авиации может быть все…
Не оставляй тормоза на конец...
Старший лётчик из Сары-Шагана
Несостоявшийся медосмотр
Учите матчасть...
Кунмадараш, 1981-1982 г.г.
Крайний полёт на «памятнике»
Выше глиссады 100…
«Показательный» полёт в зону…

2. Не оставляй тормоза на конец полосы, а…

   Это произошло на четвёртом курсе, при выполнении Госэкзаменов по лётной подготовке. Зная пословицу с первого курса, пришлось по своей вине убедиться в её правоте ещё раз.
   «ГОС-ы» для нас выглядели довольно просто - надо было выполнить два полёта по кругу самостоятельно и контрольный полёт с инструктором (проверяющим) в зону по приборам. При полёте по кругу помимо всех элементов, главное - оценивали качество посадки. Мы сдавали экзамены первые, обстановка была спокойная, никакого ажиотажа не наблюдалось вообще.
   В день предварительной подготовки, уже после обеда, увидел плановую таблицу - запланировали Як-28 «Лотос», штурман – ст. лейтенант Высота (наш штурман звена). В общем, всё как обычно.
  Утром – подъём, завтрак и на аэродром… Небо серое, слабый дождик... На аэродроме сразу предупредили, что полёты на час переносятся из-за дождя. Никаких изменений нет, только тренаж получился в два раза длинней. Пришли на ЦЗТ, все сразу пошли по своим самолётам. В то время бортов было так много, что на каждый самолёт пришлось не больше двух курсантов. Хожу, ищу свой борт – нигде нет. Пока прошли тренажи в экипаже, потом снова «возобновил» поиск. Спросил техника звена, тот сказал – «Сейчас будет, не волнуйся…» И с этим пошли на предполётные указания.
  Председателем Комиссии по ЛП был моложавый, симпатичный полковник (кажется зам. комдива с Черняховской дивизии). Но его так «окружили вниманием», что он не выдержал и сказал: «Поставьте стол напротив посадочного «Т», связь, плановую таблицу и больше ни души что бы рядом не было!»
Во время предполётных указаний прозвучала такая фраза: «В связи с тем, что ВПП мокрая - всем выполнять сруливание в крайнюю РД (а не как обычно в предпоследнюю). Это тоже сыграло свою роль для меня.
  Закончили предполётные, и по самолётам! Вылет у меня был через час, но всё равно пришёл пораньше и… - опять не вижу своего борта. Тут уже техник звена подошёл сам, отвел в сторону и говорит: «Маленькая проблема - самолёт не раскачали как надо (сломалась или «скачка» или ещё что-то) и мы не успеем вовремя раскачать». Лишнего топлива было тонны полторы-две. В общем, решили не мучиться и лететь в своё время, а на топливо «не смотреть». РУД-ы всё равно под рукой. Пришёл штурман, в это время и самолёт со стоянки прикатили. Так что всё пошло по плану. Запустили, капитан Тимошенко показал кулак, и, мы спокойно порулили к ВПП. Вырулив на полосу, действительно, увидел «одиноко сидящего главного арбитра» за столом, запросил взлёт и, дальше пошло, как учили.
   К полосе подошёл так, что лучше трудно было и мечтать, вспомнил и про вес самолёта и про ветер…»раскрутили» колёса мягко-мягко, прямо напротив стола! Штурман от удовольствия сказал с растяжкой: «О-О-тли-чнО! Прямо в тряпку!» Если бы это было ВСЁ! Самое «смешное» было впереди. С хорошим чувством «выполненного долга», мчались дальше… парашют, торможение… я забыл, что освобождать надо в крайнюю РД, и стал «моститься» как обычно на полётах в ту рулёжку, что на 500 метров ближе. В это время, одна за другой, стали поступать команды РП: «Освобождай полосу! Освобождай полосу!!!», и так раз 5-6! Проскакиваю РД, а т.к. скорость была почти ничего, то вывел обороты за 90% и с разгоном мчусь к концу ВПП. Естественно не рассчитал, в это время еще 2-3 команды РП напомнил, что мне нужно освободить полосу… (я, честно говоря, подумал в тот момент, что кто-то уже «въезжает в хвост!») Ну, а так как скорость была уже далеко за 100, я начал притормаживать, и заодно дал левую ногу, чтобы рулить на край ВПП… Знание матчасти в тот момент из головы «улетучилось» (при даче ноги и торможении одновременном, тормоза работают не полностью!!!) Метров за 100 до конца ВПП, Высота спокойно говорит: «Кажется, сейчас будем выкатываться…» И мы на скорости 50-60 км/час, при нейтральных педалях, «вылетаем» прямо в стык между РД и ВПП, проехав по грунту метров 60, тихо и спокойно останавливаемся…
   Первая минута прошла в осознании того, что всё закончилось… и ГОС-ы, и второй полёт по кругу точно, и полёт по приборам, в общем – «полный...»
За крайней РД была небольшая низинка, что, в принципе, помогало стоять, как «одинокому тополю на Плющихе» – вроде как отдыхаем! А в это время уже борта три прорулило по 4-й РД, с чётким поворотом головы в нашу сторону... Не знаю, что им в этот момент приходило в голову, наверное – «не повезло…»
Ну, - думаю, - Всё! Конец лётной подготовки, экзамен сдал, оценка – 2!!!
В это время старший лейтенант Высота спокойно говорит: «Ну что? Порулим потихоньку…» Добавляю обороты …80 …85% и, сразу же в эфире раздается команда: «Убери обороты! Выключи двигатели!» Позывной не называется.
   (На этой смене РП сидел там, где обычно располагается ПРП, а ПРП в конце ВПП от нечего делать «отдыхает» в СКП. Наверное, он и не видел, как мы выкатились, и в этот момент был разбужен солдатиками. Вот и пошла эта команда!)
   Хорошо, что сразу среагировал РП, видимо зная, где мы «загораем»:
- Прекратите давать команды!!!
   Тут уже я, понимая, что вроде как «рулить» не запрещают, опять вывел обороты. Только «лотос» и на 90% не хотел трогаться с места! И после того, как обороты дошли до 95%, сначала нехотя, а потом всё резвей мы покатили опять на РД. Спасибо экипажу какой-то «спарки» (они любезно уступили дорогу) и мы, не останавливаясь, выскочили на РД. Я тогда думал что всё класс, наверное, никто и не заметил. Но самое смешное было то, что мокрая трава и большие обороты подняли такое облако пара, что его было видно и в начале ВПП. Успокаивая себя тем, что хоть не на буксире привезли на ЦЗТ, рулю с опущенным ниже некуда настроением дальше. Однако на ЦЗТ никто никак не реагировал на мой борт, техник осмотрел самолёт, поставил парашют и… браво взял под козырек! Стоявший в «квадрате» инструктор и наблюдавший только мою посадку, поднял большой палец и улыбнулся, показывая, чтобы и вторая посадка прошла также (не приведи господь!) Тут уже я нервно усмехнулся, и …порулил к началу ВПП.
   Второй круг мы слетали один в один как первый (спасибо инструктору капитану Тимошенко Станиславу Михайловичу – сумел он «вбить» в голову и посадку и способность не реагировать «на разные мелочи»).
Опять в момент посадки штурман сказал те же слова (кстати, он был немногословный в полёте, и перечисленный радиобмен здесь, наверное, весь, что было сказано им в полёте и на земле!)
Освободил ВПП, и, пока рулили на ЦЗТ, думал – что же сказать инструктору, ведь УБЬЁТ сразу!!! (так испортить «Шефу» настроение в такой день, надо ещё умудриться и то не получится). Зарулил. Инструктор, не дожидаясь моего доклада, пожал руку и говорит: «Молодец! Молодец! Пятерка однозначно!!! Не зря я вас все-таки «порол» всё лето. Молодец!» Рядом стоявший штурман спокойно улыбается и молчит. А «шеф», достав сигарету, подошёл на край ЦЗТ. Тут уже я ничего не пойму.    Думаю - издевается что ли? Где же нормально, если все «брюхо» в грязи!!! А он, про какую-то «пятерку» ???
   Подхожу, и, не дойдя на всякий случай шага два, тихо говорю: «Тут… это … Станислав Михайлович. Я, в общем, немного выкатился. Ну, после первой посадки…»
Инструктор в ответ: «Да ладно, это мелочи - не ты первый и не ты последний, подкрыльной стойкой? – ерунда!»
   «Если бы подкрыльной…а то всеми четырьмя…» – ответил я, опустив голову. Подошедший в это время штурман, понимая, о чём разговор, опустив ЗШ на травку, добавил: «Да нормально, Михалыч, всего то метров 100…»
  Дальше была немая сцена…
Но надо было лететь второй полёт, поэтому постарался выбросить всё из головы, чтобы не испортить и его. А в конце лётной смены, переживая за результат полёта по кругу, на «высотке» встретил майора Рурич Иван Ивановича. Прекрасно понимая, что творится у меня на душе, отвёл меня в сторону и сказал: «Саша, не бери в голову! Ты по большому счету не виноват. Молодец, что отлетал оба полёта. А кто виноват – ты знаешь. Нельзя в такой ситуации, так подавать команды».
   Конечно, его слова здорово помогли, так сказать «душу облегчили». Хотя прекрасно понимал, что команды могут поступить любые – но решение должен правильное, принимать только лётчик.
   А за полёты по кругу «замкомдив» поставил оценку «5». Видимо, он долго сомневался, что же ставить (прекрасно понимая, где я «отдыхал» после первой посадки). Иван Иванович сказал, что напротив моей фамилии стояла пятерка, и, видимо, много раз обведенная ручкой, очень хорошо выделялась в черновике, плюс три вопросительных знака рядом.
   Так что правильно гласит народная мудрость…и про «тормоза» тоже!!!

  А.Жибров



Сведения о сокурсниках
Персональные странички
Фотогалерея
Встречи сокурсников
Лётчики рассказывают
  — Граздов Ю.
  — Жибров А.
  — Жигалов Е.
  — Захаров И.
  — Захаров А.
  — Королёв Л.
  — Лутковский А.
  — Мулла-Ахунов М.
  — Осинцев В.
  — Сергеев Н.
  — Сорокин С.

  — Сорокунов А.


Интересные факты и цифры
Судеб переплетенье
Книга общения 5-го потока
Кгига гостевая БВВАУЛ
Книга общения с Зигцаром
Сайт Барнаульского ВВАУЛ
Форум Барнаульского ВВАУЛ
Сайты других выпусков
Карта сайта 5-й поток

© | 2006, Logos-Z. Все права защищены
logos-z@mail.ru
Создание сайта - Dial-Z
 
Рейтинг@Mail.ru