4.
Несостоявшийся медосмотр
Сразу
в начале 1980 года Балхашский разведполк пополнился двумя
штурманами из «братского» бомбардировочного полка, который
базировался в Николаевке (рядом с Алма-Атой). Штат довели
до 100% в связи с «афганскими» событиями, которые только
начинались.
Так получилось, что
два года до «замены» я летал с ними с обоими в одном экипаже.
Слетали с одним из них,
который был старше меня на год, всего один или два полёта.
Но особенно хорошо запомнилась сразу после этого «перегонка»
Як-28 из Сары-Шагана в Балхаш.
А дело обстояло так.
Во время полётов аэродром закрыло туманом, и двум экипажам
(МиГ-25 и Як-28) пришлось садиться в Сары-Шагане. Попытка
улететь на следующий день не удалась, так как прохождение
медосмотра «там» закончилась небольшим скандалом. Молодой,
ретивый доктор в звании «лейтенанта» при осмотре ничего
другого не додумался, как предложить нашему старшему штурману
полка (спокойнейшему и добрейшему!!!) «сделать 15 приседаний!!!»
Ну, естественно, и был сразу «послан»… Правильно! В космос.
В итоге препирательств, никто никуда не полетел. Экипажи
приехали своим ходом, намучавшихся на КПП (аэродром режимный,
и так просто оттуда не выйдешь). Вот поэтому и нам выпала
честь перегнать борт через неделю.
Прошли в полку контроль,
нас проинструктировали «от и до», оформили кучу допусков.
И в субботу рано утром вместе с техсоставом должны были
выехать за самолётами. Старшим назначили командира звена
майора Лопатина, который и сел там на «Миг-25». Но самое
ГЛАВНОЕ, предупредили - пройти без скандалов «медосмотр»
и перегнать самолёты. Прошли «контроль», и на том рабочий
день закончился. Толя Лопатин назначил время отъезда 4.00.
Утром, за 5 минут до
отъезда вся команда была в сборе. Не хватало только штурмана.
Вовремя подъехал «Урал», и группа стала грузиться. Мороз
стоял очень сильный, температура доходила до –30 градусов
и поездка ничего хорошего не обещала. Подумали, что штурман
проспал, и я бегом за ним побежал в соседний дом. Как наивно
мы думали, что он «проспал»…Он еще не ложился! Жил он первое
время в «холостяцкой» квартире, и на мой звонок через 3
секунды распахнулась дверь, увидев меня, раздался радостный
крик – «Саша, ЗАХОДИ!!!»
Стоя в трусах, держа
в руке фужер, стал сразу тянуть меня в комнату. Но, - самое
«смешное», - под левым глазом красовался здоровенный синяк!
(жил он с холостяками совсем недолго, по возрасту на 2-3
года старше, и вечером, пропустив несколько рюмок, решил
«поучить жизни» молодых лейтенантов и …сразу получил в глаз!
Несмотря на свой «преклонный» возраст).
Понимая, что «МЫ» -
уже «прилетели», всё равно смог его быстро одеть, и через
несколько минут сидели в машине. Толя Лопатин, умирал от
смеха - представляя картину, как мы проходим контроль у
врача, наверное, не веря, что и ему удастся улететь. Явно,
всем предложат – «упасть и отжаться»!
В общем, часа через два, штурман начал немного приходить
в себя. Стал грустным, а до этого веселил всю команду анекдотами.
(Дело в том, что его перевод к нам сопровождался такими
же мелкими негораздами, и теперь, понимал, чем ему «выльется»
эта командировка.)
В 8.00 подъехали к КПП-1,
потом 2-е, 3-е… И, наконец, остановились у самолётов. Техники
сразу стали готовить самолёты. Наш «Як» стоял почти под
«животом» Ту-16, чуть правее «Миг-25». Мы с Толей Лопатиным,
оставив штурмана у самолёта, пошли к диспетчеру и врачу,
честно говоря, как на казнь.
Первыми попались диспетчера,
два дружелюбных солдатика срочной службы, быстро выдали
«условия», поставили штамп в полётных листах. Напомнили
- чтобы обязательно прошли врача, и он тоже расписался!
«ДА, ДА, обязательно!» - сказали мы, и быстро к самолётам.
Там было уже всё готово, даже штурман сидел в кабине, закрыв
люк. Время вылета подошло и я, так как выруливать первому
со стоянки, запросил запуск со смутной надеждой, что всё
обошлось. На мой запрос последовала команда: -
«ЖДАТЬ!»
Выждал 5 минут и запросил
снова. Теперь последовала та же команда, но уже «с металлом»
в голосе и недовольством. Тут стали появляться сомнения
в удачном вылете. Подождал 10 минут, и, пытаясь «не утруждать»
РП, тихо повторил свою «просьбу» насчёт «запуска». В ответ
громко и жёстко прозвучало:
- Я же сказал - ЖДАТЬ!!!,
и, секунд через 10, в эфире прозвучало:
- ВСТРЕЧАЙТЕ, к ВАМ
ЕДУТ!
Действительно, по РД
тихо ехала «санитарная машина». Остановившись недалеко от
самолётов, из неё вышли два «медбрата», прихватив с собой
термос на 20 литров. Через пару минут стало ясно, что до
этого «масандрой» заправили немного местных ребят, а эти
видимо выпали из этого списка, не дождавшись нас в кабинете.
Толя Лопатин быстро дал команду технику, и ещё через 5 минут
«санитарка» резво укатила к «высотке». Понимая, что вопрос
закрыт, я уже спокойно запросил «запуск».
- А там «все решили?»
- робко ответило КДП.
- ДА! – отвечаю.
- Тогда запускайте!
Запустили, взлетели,
долетели мы нормально. Ещё минут 30-40 - ходили по кругу
вырабатывали топливо (техники умудрились и баки заправить!).
Всё бы закончилось нормально, но на стоянку нас забрать
заехал сам командир полка. Штурман бочком-бочком стоял и
поддерживал «беседу» с командиром, а в конце разговора решил
ещё и отпроситься съездить домой в Николаевку. Командир,
прекрасно видя всё, и тем более чувствуя такой «дух» на
морозном воздухе сказал только одну фразу: «А стоит ли Тебе
таким ехать?».
Больше никаких выводов
не было и домой штурман все-таки съездил!
А.Жибров
|