9.
«Показательный» полёт в зону… а получилось как на сверхзвук
Камень на Оби, Як-28, август.
Обычный контрольный полёт в зону на малой высоте. День недели
- суббота!
Мой инструктор, капитан Тимошенко
Станислав Михайлович, пребывая в отличнейшем настроении,
решил «расслабиться»…
После взлёта и отхода в 3-ю
зону (н.п. Долганка, если память не изменяет) всё выполнили,
как положено. «Долганка» – длиннющая деревня, вдоль одной,
улицы, как положено, с сельсоветом посередине и бочкой пива,
где в это время тоже «расслаблялось» мужское население.
Подходя к зоне, понял, что
шеф «ЧТО-ТО» хочет показать. Я тем временем доложил, что
зону занял. После этого по
СПУ услышал:
- Отпусти ручку, я сам…
«Встали» точно вдоль улицы,
высота пошла вниз. 400…300…200…100… ну и потихоньку дальше
уменьшается. Скорость к 900 подходит. Впереди стало хорошо
видно уже саму бочку с пивом и поворачивающиеся головы колхозников…
(кстати, там часто «грешили» и инструкторы, и курсанты подобным
образом).
Так, чтобы было всё красиво
инструктор включает «форсаж», пошла «горка» с углами тангажа
далеко за положенные «Курсом» и бочки, одна, вторая, третья.
Потом пикирование, вывод, над местом разлива пива, «форсаж»,
«боевой разворот»… и всё это повторялось несколько раз вокруг
«сельсовета».
Шеф отвёл душу, дал и мне
«порулить» немного, и, выполнив «контрольный спуск!» (заход
в обратном направлении), горкой стали набирать высоту выхода
на аэродром.
И вот пока мы, таким образом,
выполняли задание в зоне, на всех этих режимах, (потом уже
на земле анализируя) я слышал не совсем обычный звук двигателей…
как будто «шелест» раздавался, непривычно как-то…
А тем временем заходим на
посадку, как положено, и между «дальним» и «ближним» кто-то
из курсантов вырулил на ВПП и РП дал команду уйти на второй
круг. Последовал «максимал», набор, и, первый разворот (но
опять звук двигателей звучал неестественно - но, честно
говоря, не придал этому значения). После посадки и заруливания
на ЦЗТ, смотрю - техник самолёта что-то показывает рукой
на двигатель. Ничего не поняв в его жестах, выключил двигатели
и стал ждать «чеки» в «кресло». Поднявшийся
по стремянке техник, спросил удивленно:
- А «конуса» зачем выпускали
и не убрали?
Тут уже я увидел, что «конуса»
выпущены как на «сверхзвуке»… сразу «вспомнил» и звук двигателей
не совсем как обычно… Объяснить – «почему ОНИ в таком положении»
не мог…
Подошёл инструктор, понимая, чем могло закончиться наше
задание в зоне, сказал «ВСЁ», что думал по этому поводу,
закурил и … пошёл в высотку, тихонько приговаривая:
- Показывай им ещё….
Долго сидел в кабине, мучаясь
одним вопросом:
- КАК они могли ВЫЙТИ? Там
же и две лампочки (справа - вверху) горели на приборной
доске. Рукавом не заденешь переключатели под скобой? Ничего
так я и не вспомнил!
А отлетали мы все «это» задание
с выпущенными конусами, как на «сверхзвуке»… Ну «курсант»,
что с него взять…
А.Жибров
|