На
лодке – нет больных и здоровых, на лодке – есть…
А
кто же там есть? Хотите узнать - прочтите зарисовку, сделанную
по следам недельной поездки в начале лета 1992 года на Северный
флот слушателя академии генерального штаба «на оморячивание».
Поездка, как и сам Северный
флот, да и кафедра оперативного искусства ВМФ её проводившая,
запомнились навсегда. Информативно, ни на что не похоже,
самобытно, как и адмирал Балтин, в ту пору начальник этой
кафедры, ещё в семидесятые получивший Героя. За дело. Дело
освоения атомоходов, развития тактики их применения, походы
«под лёд». Потом он некоторое время командовал Черноморским
флотом, жёстко и точно вёл себя и по Севастополю и по «резне»
в Абхазии.
Итак, осмотр - экскурсия очередного
ракетнейшего, подводнейшего атомохода, далеко не первого
за этот день. Вверх - вниз, никаких лифтов, - ножками, исключительно
ножками! Устал, отбился от основной массы, да и как не отбиться
в отсеках этой громадины?!
Вышел на санчасть лодки. И
на её начальника. Не помню его звания – то ли лейтенант
медслужбы, то ли старший лейтенант – на лодке все в робе
голубоватого цвета – только бирка нашитая.
Молодой лейтенант, замученный
подготовкой к этим занятиям со слушателями ВАГШ, да и самими
занятиями – шутка ли красных, голубых генералов под сотню,
куча полковников! На флоте, кто не знает, подготовка к чему-либо
проводится введением «оргпериода» - весь экипаж на «железе»,
без права схода на берег и так, как правило, четверо суток.
В общем, весело.
Лейтенант встрепенулся, собрал
остатки сил и стал заученно докладывать о своём хозяйстве,
показывать: аптека, набор препаратов, инструментарий, операционная,
а также палата, аж на две койки – по-нашему санчасть. Я
вежливо слушаю, - нельзя обидеть невниманием, он столько
готовился и, больше из вежливости, задаю вопрос типа: а
что койки только две, когда экипаж – больше сотни? Не мало?
Ответ – мол, это отсек для
размещения (отделения от экипажа) глубоко радиационно-пораженных
(сильная, практически не останавливаемая рвота весьма негативно
влияет на психику и боевую способность не поражённых членов
экипажа). Далее я свою полную сухопутную наивность усугубил
вопросом: «А куда же Вы размещаете больных, простых больных??»
Ответ, что называется «Навсегда!».
Наверняка ответ этот лейтенант
придумал не сам, а получил когда-то, как завещание, как
клятву от своих старших товарищей.
Выдала это не его, не лейтенантская
твердость, дикция, нотки: «Товарищ полковник! На лодке –
нет больных и здоровых. На лодке – есть живые и мёртвые!!!
Уважаю Флот и его офицеров!
Подводников – втройне!
|