Экзамен
Вот
она - сессия на четвёртом. Сидим в аудитории на самоподготовке
к экзамену по самолётовождению. Особого мандража нет. Всё
привычно и понятно до боли, тем более -отработано на практике.
Но ведь всякое бывает. И оно случилось. Причём там, где
меньше всего ждал. До звонка на пятиминутную перемену между
парами оставалось минут семь. В аудиторию заваливают два
вальяжных служащих. Оба уже в годах, с сединой. Прошли через
всю аудиторию и начинают громко обсуждать, что и как они
будут развешивать. Для полной уверенности один из них начинает
стучать по стене молотком, громко рассуждая вслух: «Это
мы махом прибьём!»
До этого в аудитории стояла
полная тишина - муху в полёте слышно было, шелест переворачиваемой
страницы отзывался в голове как растревоженный лист жести.
Тут встаёт Серёга Фимушин и говорит: «Мужики, а нельзя ли
потише?» В ответ слышим: «Будешь тут поучать, сынок». Серёга
им: «Но ведь невозможно заниматься - мешаете, а через день
у нас экзамен».
- Да нам ваши экзамены по
боку. Вас тут тысячи, а у нас проблемы из-за вас.
Я сидел рядом со служащими.
Оценив, чем может закончиться этот разговор, - ведь Серёга
заводился с пол оборота, - предложил: «Мужики, какие проблемы?
Через пять минут перемена. Вы подождёте, потом всё капитально
доделаете. И вам хорошо - и мы готовы к экзамену». В ответ
услышал: «Будешь тут советы давать, щенок! Ты ещё штурвала-то
в руках не держал, мозолей не заработал, а нам, ветеранам
авиации, будешь советы давать. Выискался тут, умник!»
Я говорю: «При чём тут штурвал?
У нас ручка управления. Хороший совет он всегда к месту.
Не нравится предложение, - какие проблемы? И при чём здесь
щенок»! И посмотрел на них очень убедительно.
После моих слов «ветеранов
штурвала» как Фома языком слизала. Старшина курса обернулся
в мою сторону, покачал головой типа - «дальнейшие разборки
прекратить!». В аудитории воцарилась тишина. Но, как выяснилось
далее - то было затишье перед бурей.
После перемены в аудиторию
влетает начальник кафедры в сопровождении ветеранов: «Так
кто тут самый умный?» Все встали (вошёл старший офицер -
обязательное приветствие). «Вольно. Садитесь. Кто ж тут
самый умный?»
Мы переглядываемся, - вроде
инцидент исчерпан. Ан - нет. И один из ветеранов, прячась
за мощной спиной полковника, показывает пальцем на меня:
«Вот он тут всех баламутил. Он нам работать мешал. К экзаменам
готовится больше всех. Боится, наверное».
Я встал, и говорю: «Не понял,
чего боится?»
Начальник, кивая головой,
высказал с укором: «Нехорошо, молодой человек. Ох! – Нехорошо!
Посмотрим, Как вы сможете сдать предмет. Я почему-то в этом
сомневаюсь!»
Ликованию «тружеников штурвала»
не было предела. Они открыто выражали свой восторг.
Да, такого оборота я не ожидал.
Старшина пожал плечами: «Бывает... тут ничего не попишешь».
Дальнейшая подготовка к экзамену
была для меня сущим кошмаром. Я судорожно впитывал в себя
всё, что могли мне дать учебники самолётовождения. Но какие
бы знания не были - если кто-то сказал: «Нет», - дальше
не прыгнешь.
И вот экзамен. Беру билет.
Ну, это-то я знаю! Подготовка: набросал план ответа. Подхожу
к преподавателю, и началось: «Да не знаете вы ответа на
этот вопрос...»
И так продолжалось до конца моего ответа. Наводящие и уточняющие
вопросы сыпались один за другим. Даже второй преподаватель
включился в «беседу». Рисовали заход с прямой. Вопросы-то
были простые: почему, как, откуда берётся время для прохода?
Как рассчитывается расстояние? И, в конце концов, «избиение»
закончилось. Было вынесено резюме: «Не знаете вы ничего,
товарищ курсант! Как летали-то, без таких глобальных знаний?!
– Два! Можете быть свободным. Придёте на пересдачу во время
каникул. Там мы и выясним окончательно глубину ваших знаний».
Да, такого поворота я не ожидал.
Срезаться, и на чём? - на «самолётовождении». Да при чём
тут знания? Сидел бы потихоньку, молчал в тряпочку, и этого
бы не случилось. Так нет же - среагировал! Двояк по СВЖ!
Можно идти пешком из училища. Это, наверное, впервые за
13 лет.
Спустился я на первый этаж и припечалился. Всё! - Отпуска
нет! Теперь - «Академик» (человек оставленный для пересдачи
экзаменов, были ещё и «политические» - это курсанты, которых
не отпустили по вопросам дисциплины), и что из этого получится?
Чем обернётся?
Тут чья-то рука ложится мне
на погон. Слышу: «Что, добрый молодец, не весел? Что головушку
повесил?» Я: «Да так... пройдёт само» Оборачиваюсь - ещё
один, но знакомый мне служащий. А он: «Нет, не скажи, -
я вашего брата за версту чую. Так что, пошли, чаем напою,
а по дороге выкладывай». Я ни в какую. Он привёл в мастерскую,
где мы вырезали макеты самолётиков, и крепче сжал плечо:
«Хватит ломаться, как девочка. Что случилось?»
Ну, я и рассказал. Тут он
как засмеётся: «Ну, насмешил, братец. Да, попал ты как кур
в ощип! Это же надо! Наверное, это судьба так распорядилась».
И сквозь смех: «Ты хоть знаешь, кто на тебя пальцем показывал?»
Ну, - говорю, - начальник он был в прошлом, и не маленький,
как говорят. Да нет, - ты про войну бери. Ага! - говорю,
- Да откуда ж мне знать? Папке тогда два года было. А он
мне: «Техником экипажа он был, самолёта ПЕ-2».
- Ну, понятно теперь - техник
самолёта. «А начальник кафедры кто был? Ну, думай, Юра,
думай?»
- Да откуда ж мне знать? Я
что, гадать что ли, научен? «Да, с логикой слабовато. Штурман
экипажа он был, того же самого ПЕ-2».
Ну, тут я, конечно, воскликнул:
«Вот почему они друг за дружку! Тут всё ясно. Пошёл в солдаты
готовиться». Но мой ветеран остановил меня строгим тоном:
«Так, отставить поспешные панические действия! А кто перед
тобой стоит, ты не знаешь?» Я говорю: Ага - их знакомый,
поди. Собралась тут банда, проходу не дают. «Во-во - знакомый.
Командир экипажа я их обоих. Вместе отшагали ой много как.
Так что давай чайком побалуемся».
За чаем начались рассказы
про Пе-2, про полёты, про мастерство. Про посадку на пачку
«Беломора» несколько раз подряд. Про взлёт и посадку полком,
строем без всяких сборов и роспусков.
Я говорю: Ну вот - хоть так
узнал напоследок, с кем пришлось в мастерской находиться,
да чай пить. Он говорит: «А, правда - дело превыше всего.
Я отлучусь, а ты чаёк допей. Времени у тебя теперь много».
Прошло примерно полчаса. Заходит
мой дед-ветеран и смеётся: «Ну, брат, начудил ты порядочно.
Но всё в порядке - останешься на каникулы, пересдашь». Тут
я ему: «А если я досрочно сдам следующий экзамен и пересдам
этот, то так возможно?»
«Ты сам понял, какой груз
взваливаешь? Я-то со сдачей СВЖ с другим отделением договорюсь.
А вот как ты там досрочно другие предметы будешь сдавать?
Смотри, не засыпься».
«Нет, - говорю, - теперь или вперёд или никуда». Бегу сразу
же на кафедру БПСП к полковнику Савельеву с просьбой: «Товарищ
полковник, разрешите сдать экзамен с другим отделением досрочно?
Только допустите, а я не подведу!» Он говорит: «Так просто
с подобными просьбами не обращаются. Есть причина?» «Есть,
товарищ полковник! Разрешите?! Я согласен на любые дополнительные
вопросы!»
Он посмотрел мою курсовую
работу: «Ну, не имею вопросов. Всё грамотно, и оценка правильная.
Хорошо, согласен».
Я был на седьмом небе от счастья.
Побежал готовиться.
Так что будем делать? - Если
фортуна повернулась лицом, идти надо до конца. Повторил
всё, но этого мало. Подумал: «Надо выучить один билет наудачу,
чтобы от зубов отскакивало. Так... – какой?» Рука самопроизвольно
легла на цифру «25»: «Всё! Решено!»
На следующий день согласно
своей очереди подхожу к столу, беру билет №25.
«Всё, товарищ полковник, разрешите
без подготовки?» Тот мне: «Ты ну совсем страх, курсант,
потерял - не только не готовился, но ещё без подготовки.
Садись напротив и готовься. Уж я-то ваши шпоры махом увижу».
Еле просидел пять минут на
подготовке. При сдаче отчеканил ответы на все вопросы и
услышал: «Учитывая ответ на все поставленные вопросы - «Отлично».
У кого будут возражения? Сидящий рядом командир роты просто
расцвёл в улыбке: Конечно, нет возражений!»
Я выскочил как пробка из аудитории.
Радости не было предела. Но это ползадачи. Надо бежать -
сдавать СВЖ. Это, однако, уже испытание. Зашёл в аудиторию.
Беру билет, начинаю отвечать, рассказываю, наверное, от
сотворения мира, чтобы не оставить ни одной возможности
для наводящих вопросов. Слышу только: «Достаточно. Следующий
вопрос.., достаточно..., следующий».
Жду решения.
«Ну, товарищ курсант, это
у вас хоть и досрочная, но пересдача. Поэтому только 4 балла.
Понятно?» - Есть! Вышел из аудитории - ни живой, ни мёртвый.
Подошёл к авиабомбам, стоящим в световом кармане, и слышу:
«Ну что ты хочешь? Ну, знает он…» И осёкся, увидев меня.
Передо мной стоял начальник
кафедры СВЖ. Служащий прошёл дальше по коридору.
«Ну, молодой человек, всё
понимаю, всё знаю, хорошие знания, но после двойки - только
4. Не больше - это закон! Всё нормально». И пожал мне руку:
«Ты сделал всё как надо. Так что давай - вперёд, и без оглядок
и обид». Отвечаю: «Есть без оглядок и обид!»
Да, и вот так бывает! Связь
поколений - она сильная штука! И я потом просто заслушался
всеми рассказами деда ветерана про фронт, про то, какая
она была - ПОБЕДА! Про лётное мастерство, которое никуда
не денешь. Про судьбу. Про напрочь пропадающее зрение, про
руки, которые живут уже сами по себе, и дрожат от малейшего
волнения.
Да, эти рассказы - это не
учебники. Такое не придумаешь. Эх, магнитофон бы тогда.
Такое бы написал. Ведь опыт - это бесценный материал.
Фамилии не называю, кого уж
нет и те далече. По нашей судьбе и не такоё бывало.
16.12.2007,
Граздов Ю.А.
|