Logos-z  Информационный Центр Александра Зигцара    
< главная | сайт 5-го потока Барнаульского ВВАУЛ | е-mail
  Граздов Юрий


Экзамен

     Вот она - сессия на четвёртом. Сидим в аудитории на самоподготовке к экзамену по самолётовождению. Особого мандража нет. Всё привычно и понятно до боли, тем более -отработано на практике. Но ведь всякое бывает. И оно случилось. Причём там, где меньше всего ждал. До звонка на пятиминутную перемену между парами оставалось минут семь. В аудиторию заваливают два вальяжных служащих. Оба уже в годах, с сединой. Прошли через всю аудиторию и начинают громко обсуждать, что и как они будут развешивать. Для полной уверенности один из них начинает стучать по стене молотком, громко рассуждая вслух: «Это мы махом прибьём!»
     До этого в аудитории стояла полная тишина - муху в полёте слышно было, шелест переворачиваемой страницы отзывался в голове как растревоженный лист жести. Тут встаёт Серёга Фимушин и говорит: «Мужики, а нельзя ли потише?» В ответ слышим: «Будешь тут поучать, сынок». Серёга им: «Но ведь невозможно заниматься - мешаете, а через день у нас экзамен».
     - Да нам ваши экзамены по боку. Вас тут тысячи, а у нас проблемы из-за вас.
     Я сидел рядом со служащими. Оценив, чем может закончиться этот разговор, - ведь Серёга заводился с пол оборота, - предложил: «Мужики, какие проблемы? Через пять минут перемена. Вы подождёте, потом всё капитально доделаете. И вам хорошо - и мы готовы к экзамену». В ответ услышал: «Будешь тут советы давать, щенок! Ты ещё штурвала-то в руках не держал, мозолей не заработал, а нам, ветеранам авиации, будешь советы давать. Выискался тут, умник!»
     Я говорю: «При чём тут штурвал? У нас ручка управления. Хороший совет он всегда к месту. Не нравится предложение, - какие проблемы? И при чём здесь щенок»! И посмотрел на них очень убедительно.
     После моих слов «ветеранов штурвала» как Фома языком слизала. Старшина курса обернулся в мою сторону, покачал головой типа - «дальнейшие разборки прекратить!». В аудитории воцарилась тишина. Но, как выяснилось далее - то было затишье перед бурей.
     После перемены в аудиторию влетает начальник кафедры в сопровождении ветеранов: «Так кто тут самый умный?» Все встали (вошёл старший офицер - обязательное приветствие). «Вольно. Садитесь. Кто ж тут самый умный?»
     Мы переглядываемся, - вроде инцидент исчерпан. Ан - нет. И один из ветеранов, прячась за мощной спиной полковника, показывает пальцем на меня: «Вот он тут всех баламутил. Он нам работать мешал. К экзаменам готовится больше всех. Боится, наверное».
     Я встал, и говорю: «Не понял, чего боится?»
     Начальник, кивая головой, высказал с укором: «Нехорошо, молодой человек. Ох! – Нехорошо! Посмотрим, Как вы сможете сдать предмет. Я почему-то в этом сомневаюсь!»
     Ликованию «тружеников штурвала» не было предела. Они открыто выражали свой восторг.
     Да, такого оборота я не ожидал. Старшина пожал плечами: «Бывает... тут ничего не попишешь».
     Дальнейшая подготовка к экзамену была для меня сущим кошмаром. Я судорожно впитывал в себя всё, что могли мне дать учебники самолётовождения. Но какие бы знания не были - если кто-то сказал: «Нет», - дальше не прыгнешь.
     И вот экзамен. Беру билет. Ну, это-то я знаю! Подготовка: набросал план ответа. Подхожу к преподавателю, и началось: «Да не знаете вы ответа на этот вопрос...»
И так продолжалось до конца моего ответа. Наводящие и уточняющие вопросы сыпались один за другим. Даже второй преподаватель включился в «беседу». Рисовали заход с прямой. Вопросы-то были простые: почему, как, откуда берётся время для прохода? Как рассчитывается расстояние? И, в конце концов, «избиение» закончилось. Было вынесено резюме: «Не знаете вы ничего, товарищ курсант! Как летали-то, без таких глобальных знаний?! – Два! Можете быть свободным. Придёте на пересдачу во время каникул. Там мы и выясним окончательно глубину ваших знаний».
     Да, такого поворота я не ожидал. Срезаться, и на чём? - на «самолётовождении». Да при чём тут знания? Сидел бы потихоньку, молчал в тряпочку, и этого бы не случилось. Так нет же - среагировал! Двояк по СВЖ! Можно идти пешком из училища. Это, наверное, впервые за 13 лет.
Спустился я на первый этаж и припечалился. Всё! - Отпуска нет! Теперь - «Академик» (человек оставленный для пересдачи экзаменов, были ещё и «политические» - это курсанты, которых не отпустили по вопросам дисциплины), и что из этого получится? Чем обернётся?
     Тут чья-то рука ложится мне на погон. Слышу: «Что, добрый молодец, не весел? Что головушку повесил?» Я: «Да так... пройдёт само» Оборачиваюсь - ещё один, но знакомый мне служащий. А он: «Нет, не скажи, - я вашего брата за версту чую. Так что, пошли, чаем напою, а по дороге выкладывай». Я ни в какую. Он привёл в мастерскую, где мы вырезали макеты самолётиков, и крепче сжал плечо: «Хватит ломаться, как девочка. Что случилось?»
     Ну, я и рассказал. Тут он как засмеётся: «Ну, насмешил, братец. Да, попал ты как кур в ощип! Это же надо! Наверное, это судьба так распорядилась». И сквозь смех: «Ты хоть знаешь, кто на тебя пальцем показывал?» Ну, - говорю, - начальник он был в прошлом, и не маленький, как говорят. Да нет, - ты про войну бери. Ага! - говорю, - Да откуда ж мне знать? Папке тогда два года было. А он мне: «Техником экипажа он был, самолёта ПЕ-2».
     - Ну, понятно теперь - техник самолёта. «А начальник кафедры кто был? Ну, думай, Юра, думай?»
     - Да откуда ж мне знать? Я что, гадать что ли, научен? «Да, с логикой слабовато. Штурман экипажа он был, того же самого ПЕ-2».
     Ну, тут я, конечно, воскликнул: «Вот почему они друг за дружку! Тут всё ясно. Пошёл в солдаты готовиться». Но мой ветеран остановил меня строгим тоном: «Так, отставить поспешные панические действия! А кто перед тобой стоит, ты не знаешь?» Я говорю: Ага - их знакомый, поди. Собралась тут банда, проходу не дают. «Во-во - знакомый. Командир экипажа я их обоих. Вместе отшагали ой много как. Так что давай чайком побалуемся».
     За чаем начались рассказы про Пе-2, про полёты, про мастерство. Про посадку на пачку «Беломора» несколько раз подряд. Про взлёт и посадку полком, строем без всяких сборов и роспусков.
     Я говорю: Ну вот - хоть так узнал напоследок, с кем пришлось в мастерской находиться, да чай пить. Он говорит: «А, правда - дело превыше всего. Я отлучусь, а ты чаёк допей. Времени у тебя теперь много».
     Прошло примерно полчаса. Заходит мой дед-ветеран и смеётся: «Ну, брат, начудил ты порядочно. Но всё в порядке - останешься на каникулы, пересдашь». Тут я ему: «А если я досрочно сдам следующий экзамен и пересдам этот, то так возможно?»
     «Ты сам понял, какой груз взваливаешь? Я-то со сдачей СВЖ с другим отделением договорюсь. А вот как ты там досрочно другие предметы будешь сдавать? Смотри, не засыпься».
«Нет, - говорю, - теперь или вперёд или никуда». Бегу сразу же на кафедру БПСП к полковнику Савельеву с просьбой: «Товарищ полковник, разрешите сдать экзамен с другим отделением досрочно? Только допустите, а я не подведу!» Он говорит: «Так просто с подобными просьбами не обращаются. Есть причина?» «Есть, товарищ полковник! Разрешите?! Я согласен на любые дополнительные вопросы!»
     Он посмотрел мою курсовую работу: «Ну, не имею вопросов. Всё грамотно, и оценка правильная. Хорошо, согласен».
     Я был на седьмом небе от счастья. Побежал готовиться.
     Так что будем делать? - Если фортуна повернулась лицом, идти надо до конца. Повторил всё, но этого мало. Подумал: «Надо выучить один билет наудачу, чтобы от зубов отскакивало. Так... – какой?» Рука самопроизвольно легла на цифру «25»: «Всё! Решено!»
     На следующий день согласно своей очереди подхожу к столу, беру билет №25.
     «Всё, товарищ полковник, разрешите без подготовки?» Тот мне: «Ты ну совсем страх, курсант, потерял - не только не готовился, но ещё без подготовки. Садись напротив и готовься. Уж я-то ваши шпоры махом увижу».
     Еле просидел пять минут на подготовке. При сдаче отчеканил ответы на все вопросы и услышал: «Учитывая ответ на все поставленные вопросы - «Отлично». У кого будут возражения? Сидящий рядом командир роты просто расцвёл в улыбке: Конечно, нет возражений!»
     Я выскочил как пробка из аудитории. Радости не было предела. Но это ползадачи. Надо бежать - сдавать СВЖ. Это, однако, уже испытание. Зашёл в аудиторию. Беру билет, начинаю отвечать, рассказываю, наверное, от сотворения мира, чтобы не оставить ни одной возможности для наводящих вопросов. Слышу только: «Достаточно. Следующий вопрос.., достаточно..., следующий».
Жду решения.
     «Ну, товарищ курсант, это у вас хоть и досрочная, но пересдача. Поэтому только 4 балла. Понятно?» - Есть! Вышел из аудитории - ни живой, ни мёртвый. Подошёл к авиабомбам, стоящим в световом кармане, и слышу: «Ну что ты хочешь? Ну, знает он…» И осёкся, увидев меня.
     Передо мной стоял начальник кафедры СВЖ. Служащий прошёл дальше по коридору.
     «Ну, молодой человек, всё понимаю, всё знаю, хорошие знания, но после двойки - только 4. Не больше - это закон! Всё нормально». И пожал мне руку: «Ты сделал всё как надо. Так что давай - вперёд, и без оглядок и обид». Отвечаю: «Есть без оглядок и обид!»
     Да, и вот так бывает! Связь поколений - она сильная штука! И я потом просто заслушался всеми рассказами деда ветерана про фронт, про то, какая она была - ПОБЕДА! Про лётное мастерство, которое никуда не денешь. Про судьбу. Про напрочь пропадающее зрение, про руки, которые живут уже сами по себе, и дрожат от малейшего волнения.
     Да, эти рассказы - это не учебники. Такое не придумаешь. Эх, магнитофон бы тогда. Такое бы написал. Ведь опыт - это бесценный материал.
     Фамилии не называю, кого уж нет и те далече. По нашей судьбе и не такоё бывало.

16.12.2007, Граздов Ю.А.


^ наверх


Сведения о сокурсниках
Персональные странички
Фотогалерея
Встречи сокурсников
Лётчики рассказывают
  — Граздов Ю.
  — Жибров А.
  — Жигалов Е.
  — Захаров И.
  — Захаров А.
  — Королёв Л.
  — Лутковский А.
  — Мулла-Ахунов М.
  — Осинцев В.
  — Сергеев Н.
  — Сорокин С.

  — Сорокунов А.


Интересные факты и цифры
Судеб переплетенье
Книга общения 5-го потока
Кгига гостевая БВВАУЛ
Книга общения с Зигцаром
Сайт Барнаульского ВВАУЛ
Форум Барнаульского ВВАУЛ
Сайты других выпусков
Карта сайта 5-й поток

© | 2006, Logos-Z. Все права защищены
logos-z@mail.ru
Создание сайта - Dial-Z
 
Рейтинг@Mail.ru