Ханула
Дождались
- сегодня разрешили летать с огибанием рельефа без ограничений
по двум этапам. Теперь маршрут наш. Мы с Витьком на седьмом
небе. Витёк - это мой штурман, всегда важный и солидный,
усы добавляли самодостаточности, одним словом фамилия КОТОВ
- это о нём, на все 100%. Мы с Котом - неплохая компания.
Условились: вначале идём на 300 м. Посмотрим,
как себя ведёт аппарат и на что мы способны на новой части
маршрута. Снижаемся - никаких ограничений. Красота! Мягко
скользим в облаках на 300м, учебная часть, уже можно идти
по памяти. Вспомнил, как осваивал этот вид полётов. Придумал
же какой-то «сионист» (Липецкое выражение) «работать по
марке, которая работает наоборот»: марка вниз - надо вверх,
марка вверх - надо вниз. Привыкал недолго. Решил для себя
– марка, как шарик пинг-понга, борта стекла прицела - бортики
или ракетка. Получалось, шарик вверх - бортиком его стукнул,
придавил и дальше, шарик вниз - бортиком его подбросил.
Только пилотирование какое-то странное получалось.
Тут услышал от командира полка Вениамина
Абрамова странную фразу: «Вы видели, как трактором управляют
- два фрикциона, один на себя - другой от себя. Так и в
таком полёте ручка и РУД - как фрикционы трактора. Вспомнился
мультфильм про волка, как он краном управлял, когда зайца
ловил, - попробовал в полёте. О чудо! Всё встало на свои
места! Больше замечаний не было – аппарат как влитой. Эх,
объяснил бы это инструктор, - сколько времени бы сократил.
Да и где их взять нормальных? - Забайкалье. Каждый в себе:
«Я ас, а вы – удва-с». Но это жизнь, а в ней закон - тайга,
медведь - хозяин. Сам по всем ямкам - и не хныкать, что
хотел, то и получил, даже шишки, - это вместо награды.
Далее по маршруту. Вот повезло - облачность закончилась,
«миллион на миллион». Идём – красота! Сопки заостряются
и становятся темнее от острого открытого камня. Хамардабан
- это красота неописуемая. Он дремуч, важен и неприступен.
Вот и последняя точка этапа - гора Ханула. Мельком взглянул
на неё. Красавица - вся во льду и в бело-голубом снеге.
Ровно и уверенно пилотирую. Чувствую, что-то не так.
Расстояние до горы резко сокращается,
а марка на месте. Штурман глазами – «Наверное, пора!». Я
прикидываю, здесь марке пора вниз. На месте. Всё! Ждать
нечего! Только вверх! Дальше - только скалы. Самолёт скользит
вдоль склона. Руки инстинктивно максимал, и на себя. Про
себя считаю: «Раз, два, три, четыре…». Штурман диктует:
«250! 200!». Я, ещё на себя: «150!». «Пик-пик-пик», - в
наушниках, - срабатывает увод. Тут вздрогнули два сердца,
и аппарат рванул вверх, - наконец отработала марка. «Задержалась
ты, однако, сегодня!» 100, 50, 100, 200, - «Ну, родная,
выноси!»
Ханула не маленькая, 2371 метр. Вылетаем
мы как на помеле 4000 м. Перекладываю в разворот. Блин!
Прошло-то всего несколько секунд, а впечатлений! Витёк до
сих пор вспоминает красивую ледяную горку красавицу. Ханула,
одним словом. Посмотрели мы тогда на вторую часть маршрута.
Нет, - судьбу сегодня испытывать дважды не будем.
Сколько после этого было красивых маловысотных.
Жалко, конечно, что в развороте так нельзя, как американские
лётчики в фильме «ТОП ГАН». Там они прям без приборов и
бой ведут в скалах. И марки цель среди скал отшкаливают.
Короче – толкают. Собрать бы все макароны, на полк бы хватило.
А для меня урок был хороший. Техника техникой, но, не уверен
- не обгоняй!
24.02.2007г.
Юрий Граздов
|