Зачем
военный лётчик ловил «Рыбу»?
1.
Необычный рождественский «подарок»
Вечером
под Рождество 2000 года мне захотелось ради интереса поискать
в мировой информационной сети своих однофамильцев «Лутковских».
Система поиска выдала мне внушительный список документов,
в которых упоминается сия фамилия. Пробежавшись беглым
взглядом по списку, я неожиданно натолкнулся на очень
странный заголовок: «Лутковский ловит в тазике рыбу».
Вот это да! - подумал я, - Ну, надо же! Право, какой странный
заголовок! Но когда я открыл документ, то попал на сайт-страницу
Барнаульского лётного училища», в котором я учился, и
окончил его в 1975-й году.
На
открытой мною странице красовалась моя фотография, а под
ней надпись:
|
Майор
ВВС - Лутковский А.В.
Этот
снимок сделан в Алма-Ате летом 1986 года,
когда
Лутковский находился на должности офицера Отдела
Боевой Подготовки
в штабе ВВС Среднеазиатского Военного Округа.
|
Далее
следовал рассказ Евгения Жигалова:
«Одаренный
человек – художник, поэт, музыкант. Словом, - не такой,
как все. Вот из-за этого и произошёл с ним каверзный
случай в лейтенантские годы. Отправил Лутковского
командир полка в госпиталь за его неординарность,
с соответствующим сопроводительным письмом. Там долго
разбираться не стали и отправили его в психиатрическую
клинику, где он активно начал доказывать, что он вполне
нормальный. А активно доказывающих свою нормальность
там прячут ещё дальше за двери с замками. Выход из
положения он нашёл следующий.
Рано утром в воскресенье
налил в какую-то небольшую посудину воды, к карандашу
привязал кусочек бинта и сел у кровати рыбу ловить.
При этом не реагировал на обращения медсестёр и дежурного
врача. От еды отказывался – де мол вот поймаю рыбку
и поем. Так до утра понедельника и ловил рыбку в тазике.
Утром обход главного врача. Переполох – мужик доказывал,
что умный, а тут и вправду спятил!
Главврач Лутковскому
– «Лутковский Вы что делаете?».
Лутковский Главврачу
– «Рыбу ловлю, наловлю и поем».
Главврач – Лутковскому
– «Лутковский, так в тазике не ловится рыба!».
Лутковский Главврачу
– «Вот Вы прекрасно знаете, что в тазике рыба не ловится.
И я об этом прекрасно знаю. Я Вам три дня доказывал,
что я не дурак, а Вы меня ещё дальше запрятали!»
Главврач Лутковскому
– «Собирайся, пойдём!»
Через час Лутковский
был на свободе и с положительным заключением о состоянии
здоровья». |
Вот
это «Рождественский подарок!», - подумал я. Странно, ведь
вся эта история от начала до конца была выдуманной. Правдой
из всего этого было лишь то, что действительно, в 1976-м
году с 22-го по 31-е декабря мне пришлось побывать в психиатрическом
отделении читинского окружного военного госпиталя. Но
попал я туда не за свои «разносторонние таланты», - как
это написано в рассказе, а совсем по другой причине.
В
молодости я большой деликатностью не отличался, а моему
особому умению решать свои житейские вопросы в некоторых
случаях мог бы позавидовать даже сам Остап Бендер.
С
чего же всё началось, и почему возникла необходимость
испытания меня на прочность в стенах заведения, в котором
побывал главный герой фильма «Кавказская пленница» - мой
тёзка Шурик?
После
окончания училища осенью 1975 года я попал в Сибирь, в
боевой полк Дальней Авиации на должность помощника командира
корабля. С самого начала службы свои способности к рисованию
я решил тщательно скрывать, чтобы это не мешало моей главной
работе. Всё у меня шло хорошо, и в числе первых из нашей
группы молодых лётчиков – бывших сокурсников, мне удалось
получить квалификацию лётчика 3-го класса.
К
тому времени я сдружился с коллегой из нашей эскадрильи,
выпускником того же года, что и я, но только из тамбовского
училища, Александром Кузнецовым. В посёлке мы с ним жили
в одном доме, в соседних подъездах, поэтому в выходные
дни часто встречались для совместного отдыха. У него был
мотоцикл, и мы с ним вдвоём иногда ездили отдыхать в Усолье,
или на мальтинское озеро. Он часто заходил ко мне в гости,
и, конечно же, знал, что я умею хорошо рисовать. Сам он
неплохо умел выписывать плакатным пером печатные буквы,
и я знал, что он давно подрядился работать над учебно-методическими
схемами полка. Имея представление о тяжелой доле военных
художников, я спросил как-то Александра, не жалеет ли
он о том, что решился на такое? В ответ он и не думал
сетовать на трудности, а наоборот – тут сделал мне предложение
заняться тем же, а затем раскрыл мне свой замысел - верный
способ, как обойти конкурентов и «продвинуться» по службе.
Да,
мы тогда знали, что в Дальней Авиации командиром корабля
Ту-16 можно было стать только после окончания специальных
рязанских курсов. Но попасть на эти курсы мог далеко не
каждый правак, получивший квалификацию лётчика 3-го класса.
Среди моих коллег-однополчан были относительно пожилые
старшие лейтенанты, которые оказались в военной авиации,
отучившись в ДАСААФ-е. Потому что в то время ещё не было
высших лётных училищ. После того, как в боевые полки стали
прибывать лётчики с высшим образованием, «досаафники»
окончательно смирились с мыслью, что их лётная карьера
на этом закончилась. Кто успел из них стать командиром
корабля, тому повезло. Остальным ничего не оставалось,
как терпеливо дожидаться, когда освободится место в транспортной
эскадрилье, но пробивались туда только единицы и то по
знакомству.
Среди
моих коллег с высшим образованием претендентов на рязанские
курсы было предостаточно. Причём часть из них была из
прошлогоднего выпуска. Так что, Александр Кузнецов был
по-своему прав, когда изобретал свой «план». В этом я
с ним был согласен - чтобы пробиться среди равных конкурентов,
одного лётного мастерства и хорошей дисциплины было явно
недостаточно. Нужно было ещё заслужить особое доверие
у своих командиров и старших начальников. Но как заслужить
это доверие, решал лично каждый для себя сам.
Александр
по-дружески задал мне прямой вопрос - уверен ли я в том,
что смогу при таком положении вещей в полку и с таким
характером как у меня пробиться дальше по службе, а самое
главное – вырваться когда-нибудь вообще из этого гарнизона,
чтобы оказаться где-нибудь поближе к Европе? В его понимании
ситуации всё сводилось к тому, что только рязанские курсы
открывали перед нами реальную и самую ближайшую возможность
решить эту проблему. Естественно я с ним согласился, что
такой уверенности ни у кого из нас нет, и поэтому мне
интересен его замысел.
Вот
тогда мне коллега посоветовал, что если я хочу быстрее
и наверняка оказаться на рязанских курсах, то для этого
нужно быть ближе к начальству. А лучшего способа, чем
работать в штабе, помогая чертить схемы, он, как более
опытный в житейских делах человек, пока не видит. Вот
поэтому, - как он сказал, - я и должен честно сознаться
в том, что могу рисовать схемы. Так я и оказался в составе
«особой» группы, которой лично руководил недавно назначенный
заместителем командира полка майор Дудаев. И начал я в
поте лица трудиться над обновлением учебно-методической
базы полка, за что командование решило направить меня
в числе первых на курсы подготовки командиров кораблей
в город Рязань.
Но,
бывалые люди, как это обычно бывает, мне подсказали, что
на рязанских курсах при поступлении всегда есть небольшой
конкурс, и что в первую очередь будущих командиров кораблей
отсеивают по состоянию здоровья. Поэтому, для пущей верности,
мне посоветовали пройти до отъезда очередную врачебную
комиссию в местном госпитале, чтобы снять или хотя бы
облегчить тот диагноз, который я заработал ещё в училище
на третьем курсе. Так осенью 76-го года я оказался в иркутском
гарнизонном военном госпитале в отделении ВЭЛС.
Как
выяснилось, - результаты моего обследования оставляли
желать лучшего. Вместо того, чтобы снять старый диагноз,
- мне добавили ещё новый. И вот тогда я понял, что перспективы
у меня, как у лётчика Дальней Авиации теперь нет никакой.
Командиром тяжёлого дальнего бомбардировщика я уже никогда
не стану, а оставаться «праваком» до пенсии меня никак
не устраивало.
Когда
я поделился своей бедой среди новых госпитальных знакомых
из иркутской транспортной эскадрильи, с которыми меня
свела судьба в одной палате, то они меня успокоили. Надо
было слышать, с каким восторгом они расписали мне все
прелести и преимущества жизни лётчиков «придворной» авиации,
что я тут же переориентировался и поставил перед собой
главную цель – непременно стать «транспортником». В этой
связи мне надо было срочно придумать, как реализовать
свой новый замысел. Стал я обдумывать все возможные варианты.
Как всегда, сразу нашлись опытные и бывалые «советчики».
В общем, послушал я, что они мне насоветовали, сам поднапрягся,
и решил, что для начала, пока я нахожусь в госпитале,
нужно попытаться действовать через врачей. Нужно было
заполучить у какого-нибудь врача такой диагноз, чтобы
иметь ограничения для полётов на реактивных самолётах,
но при этом оставаться годным для полётов на транспортных
самолётах. Подумал, что в этом деле мне поможет невропатолог.
Врач-невропатолог
- капитан по фамилии Ткач, моментально согласился «помочь»,
чем вызвал у меня одновременно удивление и подозрение.
Он сделал такой вид, будто сразу понял, чего я от него
хочу, и сказал, чтобы я подошёл к нему завтра вечерком
для решения этого «деликатного» вопроса.
На
следующий день, он как раз был дежурным врачом, и вечерком,
как мы договорились, он поджидал меня в своём кабинете.
Почему мои «советчики» не подсказали мне все тонкости
в решении таких вопросов, до сих пор не знаю, а сам я
не сообразил. Потом уже, задним числом понял, что такие
дела просто так запросто, то есть, без «бутылки», не делаются.
А невропатолог явно рассчитывал на мою сообразительность.
Он сильно занервничал, узнав, что я пришёл абсолютно пустой.
И вот здесь-то я всё и испортил, проявив излишнюю настойчивость.
И когда я окончательно вывел Ткача из себя, этот самый
Ткач и решил свести со мною счёты по-своему. Он заявил
мне, что раз я так сильно настаиваю на том, что у меня
есть «какой-то» диагноз, то теперь это «диагноз» мне придётся
подтвердить в реальных условиях. Вот так и была написана
на меня соответствующая характеристика и выдано направление
в окружной читинский госпиталь. И, - как поёт Владимир
Высоцкий, - «никто поделать ничего не смог…», - даже сам
начальник отделения ВЭЛС – полковник Иванов, хотя и был
ко мне очень хорошо расположен, - однако «перепрыгнуть»
через врача-специалиста узкого профиля не решился. И пришлось
мне отдаться на волю судьбы.
Вначале
меня отправили к себе в часть, чтобы я собрал необходимые
характеристики для отъезда в госпиталь. Надо, конечно,
отдать должное врачу нашей части и командиру моего отряда
капитану Зубченко. Они с большим пониманием и сочувствием
отнеслись к моей проблеме, хотя и вдоволь посмеялись.
В общем, заполучил я от них служебную характеристику,
которая по содержанию напоминала представление к званию
Героя Советского Союза.
Вечером
21-го декабря, я отправился в город Читу. Ко мне, как
полагается в таких случаях, приставили двоих сопровождающих.
Нашли молодого - лейтенанта по фамилии Шемякин и старого
капитана, фамилию его уже не помню. Помню только, что
оба они были техниками по вооружению, что придавало нашему
мероприятию некую символичность, когда – сопровождаемый
«оружейниками», я убыл в закрытый дом, с решётками на
окнах. Ведь этот дом, по сути, был тюрьмой.
На
вокзале в городе Иркутске мы купили билеты. До прибытия
поезда было время, и мы, в ожидании поезда, зашли в ресторан
перекусить. Старый капитан с молодым лейтенантом заказали
себе под лёгкий ужин графинчик водочки, и, наверное, сильно
увлеклись. Я в то время был закостенелым трезвенником
по убеждению, поэтому, поддерживая их разговор, отслеживал
их состояние. Примерно через час капитан уронил голову
на стол, и больше не шевелился. Лейтенант или выпил меньше,
или оказался более стойким, но на ногах он держался ещё
уверенно, когда мы пытались вместе растормошить капитана.
Наши усилия оказались напрасными – капитан был неподъёмным
и невменяемым. Пришлось оставить его на попечение местного
милиционера, чтобы тот помог ему вспомнить, как вернуться
домой. Ну а мы поторопились к поезду.
|
|
Рисунок-шутка.
1976г. |
Как
только мы заняли в вагоне свои места, лейтенант сразу
упал на спальную седушку, и тут же отключился. До самой
Читы он не подавал никаких признаков жизни. Пока мы
ехали, я вскрыл сопроводительный пакет, и прочитал всё,
что навыдумывал про меня разгневанный невропатолог Ткач.
От всего прочитанного у меня просто волосы дыбом встали.
Оказалось, что он собрал в одну кучу и перемешал все
мои мыслимые и немыслимые «грехи». Упомянул даже про
мой рисунок, на котором я шутки ради пририсовал к телу
Ивана Поддубного своё лицо. Конечно же, он во всём из
того, что написал, явно перегнул палку, и было совершенно
ясно, что он человек пошёл на принцип, чтобы отомстить
за моё «нахальство».
Глубокой
ночью 22 декабря мы с лейтенантом добрались, наконец,
до госпиталя. Хотя вернее было бы сказать, что я дотащил
лейтенанта вместе с моим сопроводительным пакетом до
приёмного отделения госпиталя. Состояние лейтенанта
к этому моменту было таким, что, когда дежурный врач
спросил, кто же из нас должен остаться, - я хотел шутки
ради сдать его вместо себя. Что интересно, - лейтенант
этому совершенно не противился. Но, что толку было шутить,
- только время зря потерять, да к тому же, такие поступки
врачи могут оценить как обострение всей той картины,
которую нарисовал невропатолог Ткач в моей характеристике.
Теперь хочешь – не хочешь, а всё равно из этой ситуации,
в которую, по сути, я сам себя втянул, надо было срочно
выпутываться. Так что мне ничего не оставалось сделать,
как смело шагнуть навстречу своему первому испытанию
и отдаться на растерзание врачам. При этом я втайне
надеялся, что меня проверят, как положено, протестируют,
поймут, что произошла ошибка, и отпустят. И вот тогда,
вернувшись к нормальной жизни, я смогу в шутку утверждать,
что заслужил почётный статус «лётчика-испытателя», испытавшего
на себе все трудности и лишения, созданные самим собой.
Надо
честно признаться, что мне тогда просто повезло. Потому
что я оказался в военном госпитале в конце года, и там
как раз в это время проводились какие-то мероприятия,
связанные с подведением итогов. Ну и заведующий отделением
оказался понимающим человеком. Узнав из моей служебной
характеристики, что я являюсь хорошим чертёжником, он
сразу вызвал меня к себе. Вначале, как и положено, он
провёл тщательный опрос – наверное, хотел разобраться
и понять, почему такие расхождения в моих характеристиках.
Потом мы просто беседовали о жизни, и я рассказал всё,
как произошло на самом деле. Потом он вроде как пожаловался
на запарку, в связи с проводимыми мероприятиями. Потому
что ему срочно потребовались схемы для доклада, а изготовить
их некому, и время поджимает. Это обстоятельство мне было
на руку, и мы с «главным» договорились помочь друг другу.
Но только ещё при одном условии, - что результаты моего
психоанализа будут хорошими. А, поскольку я был уверен,
что с тестовыми заданиями я справлюсь, то это означало,
что мне можно рассчитывать на выписку. Так что после такого
поворота дел я сразу очень сильно вдохновился.
Мне
пришлось трое суток почти без передышки корпеть над изготовлением
схем и графиков, из которых я попутно узнал весьма интересную
статистику. Оказывается, что за всю историю существования
читинского военного госпиталя в психоневрологическом отделении
№15 не было ни одного случая, чтобы кто-нибудь вернулся
из него в свою воинскую часть дослуживать. Все сто процентов
из числа поступавших на обследование были уволены из Вооружённых
Сил., - как говорится: «под чистую».
Тем
не менее, несмотря на то, что все из этого дома, где на
окнах решётки, все до меня возвращались домой только с
сопровождающими, - я почему-то был твёрдо уверен в том,
что мой случай особенный, исключительный, и что именно
мне удастся разрушить привычные графики и устоявшиеся
цифры безжалостной статистики. В перерывах между рисованием
схем я проходил тот самый обещанный для меня психоанализ,
который представлял собой весьма сложное тестирование.
Он был чем-то похож на тот псих-отбор, который проводился
при поступлении в училище, но гораздо сложнее. И что интересно,
- оказалось, что я на этот раз заработал 2-ю графу психоанализа,
- что означает «Достаточно высокий уровень основных психических
функций». Выходит, что за 5 лет я даже поумнел. Ведь при
поступлении в училище у меня была всего 4-я графа, означающая
средний уровень моих умственных способностей (!).
27
декабря у меня уже было готово заключение о том, что я
психически здоров. Но надо было пройти ещё врачебно-лётную
комиссию (ВЛК) на допуск к полётам. До нового года, оставалось
всего 4 дня. Меня, как и обещал заведующий, выписали из
15-го отделения и «перевели» в 13-е отделение ВЭЛС. И
я не случайно заключил слово «перевели» в кавычки. Тут
мне явно не повезло. Хотя, с определённой точки зрения
можно было сказать, что на этом мои испытания ещё не закончились.
Начальник ВЭЛС сказал, что у него нет ни одного свободного
места. Впрочем, и лётчиков, проходивших комиссию, тоже
ни одного в отделении не было, - все были выписаны накануне
намеренно, потому что помещение отделения ВЭЛС было отдано
для проживания военных врачей, приехавших на сборы и подведение
итогов в Военном Округе. Вот так я попал в весьма пикантную
ситуацию. С диагнозом, что я психически здоров, я вынужден
был проживать в отдельном здании психиатрического отделения,
но при этом проходить врачебно-лётную комиссию в главном
здании госпиталя.
Поскольку,
в главный корпус меня приводили как настоящего «психа»,
и в строгом соответствии с существующими правилами, то
есть, в сопровождении двух санитаров и вне очереди, -
то можно себе представить, какое удивление выражали в
мой адрес врачи-специалисты. Естественно, что и одежду
на мне оставили прежнюю, с пометками отделения №15. Так
что когда меня сопровождающие вели по коридору госпиталя,
то от меня на всякий случай испуганно шарахались в разные
стороны молоденькие «медсестрёнки», - должно быть уже
наученные на своём горьком опыте, что «психи» на них обычно
бросаются, чтобы пощупать за мягкие выступающие места.
Ведь «психам» за это ничего не будет – им всё дозволено.
Четыре дня продолжались столь необычные экскурсии по кабинетам,
в которых меня «встречали по одёжке, а провожали по уму».
И вот, наконец-то утром, 31-го декабря, я держал в своих
руках медицинскую книжку, в которой значилось заключение
о том, что я снова годен к полётам на всех типах реактивных
самолётов без ограничений. Обезумевший от счастья, я помчался
на вокзал, чтобы успеть не любой попутный поезд, следовавший
в сторону Иркутска.
К
вечеру 31 декабря я успел добраться до Иркутска. Прямо
с вокзала я позвонил тому самому приятелю - «транспортнику»,
с которым познакомился в иркутском госпитале, и который
вдохновил меня затеять эту первую неудачную попытку перевестись
из боевого полка в «придворную» эскадрилью. В новогоднюю
ночь наступающего «77-го» у меня неожиданно созрел другой
план, как осуществить свой замысел. И вторая попытка оказалась
более успешной.
Вскоре
я был назначен должность летчика самолёта «Ил-14». Как
мне это удалось сделать, - это уже другая история. В отдельной
смешанной транспортной эскадрилье все лётчики во главе
со своим командиром, были со средним образованием - «досаафники».
Так что в историю войсковой части 15580 я вошёл как первый
лётчик с высшим образованием. Интересное совпадение: я
сам – первоапрельский, и как раз 1 апреля, в мой день
рождения, там всегда торжественно отмечали «День Части».
В этой связи свою отдельную смешанную эскадрилью мы в
шутку называли не смешанной а «смешной».
Февраль
2002 г. (Продолжение следует…)