Logos-z  Информационный Центр Александра Зигцара    
< главная | сайт 5-го потока Барнаульского ВВАУЛ | е-mail
  Королёв Леонид

Чем пахнет наша Родина?
Переворот с прищуром
Запасной аэродром
Вот таким должен быть хороший самолёт!
Командир корабля
Краткая рецензия на рассказ Жиброва
Непростая посадка
Курсантская рыбалка
Рисковые манёры
Мотоцикл
Байка

От редактора

11 ноября 2006 года на странице гостевой книги сайта Барнаульского ВВАУЛ появилось объявление выпускника 73-го года Олега Козлова. Он сообщил о том, что на сайте «avia.ru» размещена статья из НВО «13 причин гибели Гагарина» и посоветовал ознакомиться с этой статьёй. В последующие дни посетители гостевой книги обменивались мнениями по поводу прочитанной статьи. И, хотя Леонид Королёв зарекался больше не встревать в дискуссии, тем не менее, после двухсуточного молчания, он всё же решил нарушить свой обет. В результате - 14 ноября появился этот рассказ, навеянный воспоминаниями о курсантских полётах, а в конце рассказа автор выдвинул ещё одну 14-я по счёту версию гибели Юрия Гагарина.

Переворот с прищуром

1973-й год. Славгород. Экзаменационный полёт в зону на Л-29. Проверяющий – целый полковник из Округа лет сорока пяти.

Заняли зону. Вираж влево, вираж вправо, - нормально. Делаем «переворот». Итак: скорость - заданная, высота - правильная, задираю нос градусов на 15-20 (уже не помню), «ручку» на борт, фиксирую в перевёрнутом положении по естественному горизонту. Опа! - а горизонта-то нет! «Бля, - видать вяло переворачивал я его, и он, сучок, успел опустить нос! Спокойно! - сам себе думаю, - буду корректировать его положение по авиагоризонту». Ага, - вижу небольшой правый крен. Ручку влево. А крен-то увеличивается! Ё!.. пэ-рэ-сэ-тэ! - я же в перевёрнутом положении! Но, «чукча умный», - чукча помнит, что в перевёрнутом положении надо ручкой «подпирать» опущенное крыло! Подпёр. Всё хорошо - крена не стало. Теперь тянем на себя. Перегрузка растёт. Смотрю за углом снижения. Ага, уже почти вертикально. Смотрю на скорость - бля, - уже 540! А вывод-то по скорости на «отлично» - 550. Всего 10 км. осталось! Надо срочно выводить! Энергично тяну ещё на себя, - перегрузка – ни вздохнуть! Но вижу уже 550! Ещё тяну! И… опа! Потемнело! Глаза на выкат, а ничего не вижу! Чувствую только, что ноги уже выше головы, а такое бывает при наборе высоты. Проверяющий мой молчит, и это радует – значит всё нормально. А тут и авиагоризонт «появился» – небольшой, правда, не больше медного пятака. А на нём угол набора - около 60 градусов! А надо-то градусов 20-25! Ручку чуть от себя, и вдруг - «Куда, нах, такой угол!!?». А он уже всего-то градусов 40. «О!» - воскликнул я про себя, - да ты, старик, шестьдесят-то и не видел! Тоже, видать, как и я - «прищурился»! А как же? Мне-то всего около двадцати лет, а ему уже под полтинник.

«Как скажешь, начальник», - говорю я про себя, и ещё уменьшаю тангаж. «Вот он, твой угол. Спасибо за «подсказку», - продолжаю я, конечно же, про себя. С грехом пополам закончили мы этот «переворот», и, как учили, - «боевым разворотом» пошли «домой».

Жаловался потом этот проверяющий моему инструктору - капитану Калинину, - сам слышал, когда дремал на последнем сидении в стартовой машине. Говорил он, что, мол, больше не полетит на сложный пилотаж. Лучше – по кругу, «блинчиком», лет до шестидесяти». Но, «пятёрку», он мне всё-таки поставил. Зря, наверно.



Послесловие

Это я к тому вспомнил про свой курсантский «зачётный переворот», что Гагарин с Серёгиным тоже возможно «прищурились». Как там, в статье написано? – «даже испугаться не успели». Ведь адреналина-то в крови у них не обнаружили! А чего пугаться-то? Ведь ничего страшного-то и не было видно!

Автор статьи в своей «слитой воедино версии» перечислил 13 вероятных причин, каждая из которых могла привести к гибели первого космонавта. Полагаю, что из описанного выше случая можно вывести четырнадцатую причину. Заключается она в следующем. Взлетели. Заняли курс в зону. Пробили облака. Аэродром за плечами, АРК около 180о. Доложил: «Зону занял. Задание». Два виража влево, два – вправо, - «Хватит, - не мальчики же, - пошли домой!». Разворачиваться на ДПРМ? Опять разворотом? А, ведь, «переворотом» - проще-то. «Смотри, как надо!», - Опа! А высоты-то, не лишка! Энергично тянем на себя! Потемнело… «Ничего, сейчас пройдёт!».

Если кто-то скажет, что эта версия не имеет права на жизнь, то пусть бросит в меня камень.

14.11.06. Леонид Королёв.



Сведения о сокурсниках
Персональные странички
Фотогалерея
Встречи сокурсников
Лётчики рассказывают
  — Граздов Ю.
  — Жибров А.
  — Жигалов Е.
  — Захаров И.
  — Захаров А.
  — Королёв Л.
  — Лутковский А.
  — Мулла-Ахунов М.
  — Осинцев В.
  — Сергеев Н.
  — Сорокин С.

  — Сорокунов А.


Интересные факты и цифры
Судеб переплетенье
Книга общения 5-го потока
Кгига гостевая БВВАУЛ
Книга общения с Зигцаром
Сайт Барнаульского ВВАУЛ
Форум Барнаульского ВВАУЛ
Сайты других выпусков
Карта сайта 5-й поток

© | 2006, Logos-Z. Все права защищены
logos-z@mail.ru
Создание сайта - Dial-Z
 
Рейтинг@Mail.ru