|
Встретит
летчика сухо
Райский аэродром.
Он садился на брюхо,
Но, не ползал на нём.
В.С. Высоцкий |
Запасной аэродром
Садился
я как-то на запасной аэродром в Джиде. Есть такой, Богом
забытый, уголок под Иркутском, совсем рядом с Монголией.
Длинная дорога нас в тот день ожидала - с Урала на самый-самый
Дальный Восток - в город Хабаровск. Ремзавод у нас там был
по ремонту наших Ту-16. А по сему, «присесть» нам надо было
где-нибудь на заправку. По плану перелёта основным аэродромом
посадки был Иркутск. Вернее «Белая» - километров сто от
Иркутска. Почему «Белая» - до сих пор не знаю – только догадываюсь.
Там рядом с ним (или с ней) течёт река Ангара. Говорят,
красивая, но своеобразная, как все сибиряки - с суровым
характером. Вот этот самый характер она периодически и показывает
- накрывает аэродром плотной белой пеленой. Видимость при
этом - не более километра. А для нашего корабля этого мало.
Парит Ангара, - говорят местные жители.
Подлетаем
мы к рубежу установления связи. Связываюсь. А руководитель
полётов сразу мне и говорит, мол, нас закрыло, а по сему,
следуйте на «Арбат».
- Молодец!
- думаю я про себя. Это же далеко и при том совсем в другую
сторону. Я тогда только один «Арбат» знал, который в Москве.
- Как скажешь,
командир. На «Арбат», так на «Арбат» - спокойно отвечаю
я, но внутри всё же несколько заволновался. А как же, Арбат
всё-таки!
Штурман
засуетился и стал нервно листать сборник, начиная его просмотр
с буквы «А». А с какой же ещё? Ведь, «Арбат» на букву «А»
начинается.
Глупейшее
это занятие, доложу я вам - искать иголку в стоге сена.
В сборнике-то аэродромы расположены не по позывным, а по
названию населённых пунктов, где они расположены. Благо,
что буква «Д» расположена недалеко от «А». А если бы эта
Джида на букву «Я» начиналась?
Вот он и
наш «Арбат»! Совсем близко. А высота-то у нас девять тысяч!
Уже темнеет - снижаться бы надо, чтобы не кружиться над
ним, избавляясь от лишней высоты. Не мальчики уже - могЁм
и сходу.
Установил
с ним связь. И сразу же прошу снижение. Он, вроде бы, тоже
сообразил, в чём дело, и тут же даёт мне 7200. Я занял 7200.
Потом он даёт 4500. Я занял. Потом 3000. Я занял. Чувствую,
что вас это уже раздражает. И меня тогда тоже стали раздражать
эти «ступеньки». И в очередной раз, когда он дал мне 1500,
я не стал выводить самолёт в горизонтальный полёт, а доложил,
что эшелон занял, продолжая дальнейшее снижение. Думаю,
что всё равно он его даст. А куда он денется? Не оставаться
же нам вечно на этих 1500 метров. Ан, нет! Молчит наш РП.
Через некоторое время он всё-таки вновь появился и говорит
мне, чтобы я сохранял эти самые 1500 метров. Пришлось мне
«зарычать моторами» и переводить самолёт уже в набор высоты
- тысяча пятьсот-то я уже проскочил. И тут же мы вываливаемся
из облаков и... . Батюшки! А горушки-то, как слева, так
и справа, хоть и не шибко высокие, но уже выше нас! Или
мне так показалось. Тут-то мне и «взбледнулось!». А как
же? У страха глаза велики!
- «Тщательнее»
надо было готовиться к полётам, особенно к посадке на запасном
аэродроме! - говорю я сам себе.
Позже, уже
на земле, мы увидели в сборнике, что третий разворот на
кругу надо было выполнять на высоте не ниже 1500. По кругу
нам всё-таки пришлось тогда пройти.
Если я где-то
допустил неточность, то не пинайте меня сильно - давно это
уже было. Забываться стало. Да и не это главное. Литература
- наука, не из точных. Хотя, я до сих пор так и не понял,
зачем нужны были эти «ступеньки»? Сразу хочу возразить догадливым
читателям, что не было там никого, кроме нас! Я же сказал,
что это был Богом забытый уголок.
Возвратившись
домой, я рассказал своей маленькой дочурке, что был на Луне.
Вот такую ассоциацию вызвала у меня эта Джида. Видели бы
вы при этом её глаза! А где же ещё? Там круглый год на грунтовых
дорогах за грузовиками клубится пыль, даже при температуре
воздуха ниже тридцати градусов. Это вам не Арбат! А там
годами служили наши выпускники. Там вырастали их дети.
6.03.2007г. Леонид Королёв
|